Китай, как известно, давно стал приоритетным рынком для всех сильных игроков мирового автобизнеса. Наверняка, и GM, и Toyota, и VW c PSA не отказались бы получать там прибыль самостоятельно, но местные законы требуют от них создания паритетных СП с местными компаниями. Поэтому, как бы они не дружили за пределами Поднебесной, на внутреннем рынке они все равно останутся конкурентами. Именно это обстоятельство заставляет PSA и GM пересмотреть условия сотрудничества.
На данном этапе предполагается, что производители реализуют несколько совместных проектов, связанных с разработкой и выпуском субкомпактных автомобилей. В частности, это касается нового поколения Opel Corsa. Но суть в том, что исходя из условий договора, каждая из сторон в год должна вкладывать в изыскания по 1 миллиарду евро. Такие траты PSA сейчас не по карману. Последние отчеты Европейской ассоциации автопроизводителей показали, что несмотря на стабилизацию рынка и наметившиеся позитивные тенденции, французский концерн продолжает терять деньги. В связи с этим менеджмент собирается продолжить политику существенного сокращения расходов. Они уже уговорили профсоюзы, которые согласились на отказ от индексирования зарплат, уменьшение выплат за сверхурочные работы, а также на увольнение 11,5 тысяч рабочих и закрытие завода под Парижем. Кроме того, под нож пойдут и исследовательские проекты, в том числе и те, что связаны с совместной деятельностью с GM. Это не значит, что французы собираются отказаться от них полностью, но затраты на них будут заметно урезаны.
Мало того, альянс может и вовсе развалиться. Дело в том, что в качестве одного из вариантов спасения руководство PSA рассматривает дополнительную эмиссию ценных бумаг. В качестве крупнейших покупателей в таком случае рассматриваются правительство Франции и китайский партнер концерна компания «Dongfeng», которые по некоторым оценкам на двоих получат 20% акций. Не исключено, что этот пакет будет увеличен, так как семья Пежо, в настоящий момент контролирующая производителя, решение об участии в допэмиссии пока не приняла.
Со стороны «Peugeot-Citroёn» китайский вариант выглядит довольно разумным шагом, тем более, что других желающих вложить в развитие как минимум 3 миллиарда евро пока не нашлось.
Но в то же время, этот шаг может привести к продаже к краху совместного проекта. Американцы, как известно, сотрудничают в Китае с другим производителем — SAIC, являющимся прямым конкурентом «Dongfeng», поэтому их участие в совместном проекте с последним может быть расценено, как помощь сопернику. Таким образом, наиболее простым решением для GM в такой ситуации будет продажа своего 7-процентного пакета. Другое дело, смогут ли там быстро найти покупателя…