Начнем с того, что ГИБДД предусмотрела возможность сдачи экзаменов на «права» не только на своей территории, но и непосредственно в автошколах. Точнее, ту их часть, что подразумевает теоретические испытания и так называемую площадку. И только в тех образовательных учреждениях, которые имеют и соответствующую лицензию на обучение, и материальную базу, удовлетворяющую требованиям ГАИ — классы, учебные площадки, штатных преподавателей, оборудованные автомобили. Таким образом из игры выводятся «серые» автошколы, которые по демпинговым ценам «учили» будущих водителей по сокращенным программам и «на коленке», выдавая в итоге справки, годные только для сдачи экзаменов экстерном с помощью прикормленных гаишников. Теперь такой возможности не будет. А курсантам честных автошкол станет психологически проще сдавать экзамены в родных стенах, не совершая ошибки, вызванные элементарным волнением. Причем, подчеркнем, речь тут идет не только о компьютеризированных автодромах (их по всей России всего 30, а в столичном регионе только 1 – в подмосковном Жуковском), а обо всех автошколах, располагающих правильными, «сертифицированными» автоинспекцией территориями для учебной езды.
При этом каждый экзаменационный автомобиль будет «вооружен» несколькими видеорегистраторами, которые сделают процесс экзаменовки предельно прозрачным — инспектор, с одной стороны, не сможет помочь «своему человечку», а с другой — «завалить» курсанта, все делающего правильно.
Из других нововведений стоит отметить возможность сдачи экзаменов на «права» 17-летними гражданами страны после более развернутого и углубленного обучения. Юноши и девушки, успешно прошедшие процедуру, автоматически получат в/у по достижению 18 лет. И именно такие водители станут самыми безаварийными, уверены в автошколах.
И все бы хорошо, но, как уже не раз писал «МК», проект, даже если он буквально завтра станет постановлением, не сможет заработать в полной мере, если не будет принят основополагающий документ — профессиональный стандарт водителя. Ведь только на его основе могут быть разработаны новые программы обучения и методика приема экзаменов - в том числе у 16-летних подростков на категорию М (обязательную для управления даже самыми маломощными скутерами) и более десяти подкатегорий. Только после его появления автошколы смогут выдавать вместо свидетельства об обучении (как происходит сейчас) свидетельство о профессии водителя, без которого ГАИ экзамены принимать не будет. Однако с утверждением уже готового профстандарта тянет Минтруд. А без него тормозится работа над созданием программ обучения в Минобре и правилами приема экзаменов в ГИБДД.
— Поэтому сейчас очень важно активное взаимодействие всех ответственных ведомств в работе над всеми необходимыми документами, — комментирует ситуацию президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна ШУТЫЛЕВА. — Они должны создаваться не по отдельности, а одновременно, чтобы потом не возникло разночтений, правовых коллизий и «узких» мест. Есть и другая проблема — как работать автошколам и ГИБДД в «переходный» период, который продлиться как минимум до Нового года? Ведь приостановить обучение и выдачу «прав» просто невозможно. Да, в проекте постановления предусмотрено, что в отсутствии новых методик и допусков продолжают действовать старые. Но мне кажется, что этого недостаточно и должны появяться некие разъяснительные документы правительственного же уровня…
Остается добавить, что от царящей пока неразберихи больше всех выигрывают граждане, лишенные права управления. Им еще неопределенное время — минимум полгода — водительские удостоверения будут возвращать без предусмотренной новыми поправками в КоАП переэкзаменовки.