Последней каплей, которая, собственно говоря, и стала поводом для встречи экспертов, оказалась ситуация, произошедшая с «Россией». Это далеко не последний страховщик, в списке российских страховых компаний занимающий 15-е место. «Россия» долго и мучительно покидала «место под солнцем», ее долго поддерживали искусственно, но ей так ничего не помогло. Всех интересовал вопрос, кто же следующий, но президент РСА Павел Бунин от ответа ушел. Однако стало понятно, что в страховом сообществе уже сформировалась группа риска и значит новые банкротства и отзывы лицензий не за горами.
Большинство участников круглого стола даже не высказывали сомнений, есть ли кризис в ОСАГО. Они в этом уверены. Так, председатель Экспертного совета по финрынкам Госдумы Александр Коваль сказал: «Отрасль обязательного автострахования ждет неминуемый коллапс с серьезными социально-экономическими последствиями если меры, направленные на обеспечение более справедливого размера выплат, а также кратное повышение лимита последних не будут увязаны с адекватным пересмотром страховых тарифов». По словам Коваля, у страховщиков есть все основания утверждать, что убыточность находится за гранью рентабельности. Паническое настроение у ряда страховых началось еще в конце прошлого года и они стали бить тревогу, писали письма, пытались обратить внимание на нависшую угрозу. Их письма называли ультиматумами, но за год так ничего в ОСАГО и не изменили.
Павел Бунин тоже сетовал на то, что выплаты растут быстрее, чем сборы, и что остро встал вопрос о повышении стоимости полиса. За десять лет существования ОСАГО в два с лишним раза выросли цены на нормо-часов автосервисах, на запчасти, а пострадавшим автовладельцам выплачивают по старинке, клиентов это не устраивает, они идут в суд. Почти 20% выплат страховщикам приходиться платить по решению суда. Но даже после утверждения новых тарифов проблем меньше не станет. Например, встанет такой вопрос: если полис был куплен по старому тарифу, а выплачивать придется по-новому?
Тарифы в ОСАГО вряд ли повысят в ближайшее время, тем более, что этим вопросом теперь занимается Центробанк, а не Минфин. ЦБ еще надо время вникнуть в проблему, понять, что к чему, разработать тарифы, обсудить с РСА, поспорить со страховщиками, послушать общественников, а кризис тем временем будет нарастать и наступит полный коллапс, в один голос утверждают Бунин и Коваль.
Дело не в одних тарифах, уверен лидер «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. Увеличение стоимости полиса ОСАГО ситуацию не изменит:
- Прежде всего, необходимо навести порядок в отрасли, а потом говорить о доверии к страховому сообществу. Единую методику расчета Минтранс должен был разработать еще десять лет назад, что решило бы массу проблем, но этого до сих пор не произошло. Подходить к непростой ситуации с ОСАГО надо профессионально и комплексно. Я не считаю ситуацию пессимистической. У нас есть информация о том, что десятка, даже двадцатка крупнейших компаний не сбавила, а, наоборот, нарастила оборот. Если бы это не было выгодно, никто не занимался бы страховым бизнесом. Кроме того, не стоит обвинять злых юристов, которые выигрывают суды и заставляют компании выплачивать деньги, потому что это рынок!..
Ханжин уверен, что существующая система ОСАГО может проработать без изменений еще много лет, а предлагаемые новации должны быть тщательно проработаны перед введением в действие. «Рынку ОСАГО нужны эволюционные изменения, а не революционные», - подытожил Ханжин.
И автовладельцы не должны пугаться того, что некоторые компании, скажем, «Росгосстрах», «Ресо» и «Ингосстрах» стали снижать свое присутствие в регионах. Если где-то убыло, значит, где-то прибыло. На место одних компаний придут другие. Автовладельцы без полиса точно не останутся.
- Покидают рынок обязательного автострахования не просто компании – это лидеры по отказам в выплатах клиентам, - считает Максим Ханжин.