Как сообщает «Прайм» депутаты сочли целесообразным отнести нефтеперерабатывающие предприятия к естественным региональным монополиям и распространить на выпускаемые ими нефтепродукты государственное контролирование цен.
«Региональный рынок производства нефтепродуктов стабильно не является конкурентным, а поставка отдельных видов нефтепродуктов потребителям полностью монополизирована. В соответствии с предложением специалистов Счетной палаты, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об отнесении НПЗ к естественным региональным монополистам», – говорится в документе.
Кроме того, депутаты предлагают правительству порекомендовать нефтяным компаниям устанавливать оптовые, мелкооптовые и розничные цены на нефтепродукты на уровне, обеспечивающем 15% рентабельность бизнеса в каждом сегменте.
В ответ народным избранникам так и хочется сказать: «Здравствуйте, с добрым утром»! Господа, где вы спали все последние лет 10?! И почему столь мощных энергетических профессионалов как члены «секции» до сих пор совершенно не смущало то обстоятельство, что средняя рентабельность в нефтяном бизнесе стабильно держится на уровне примерно 25%?
И неужели депутаты даже газет не читали все это время? В частности тех, где рассказывалось как Федеральная антимонопольная служба чуть ли не ежегодно с притворной строгостью делает вид, будто наказывает те или иные вертикально-интегрированные нефтяные компании копеечными штрафами.
Да-да, за то самое – за взвинчивание розничных цен на бензин!
Видать, у депутатов все как то руки не доходили. Понятно, что «лучше поздно, чем никому», но сейчас уже действительно поздновато заикаться на тему госрегулирования розничных цен на моторное топливо.
Правительство уже в полный рост «регулирует» цены на топливо. Благодаря этому в стоимости каждого литра бензина на заправке заложено около 70% всевозможных налогов, акцизов и сборов в пользу бюджета.
А вскоре эта «царская доля» вырастет еще больше. Я имею ввиду пресловутый «налоговый маневр» правительства в нефтяной отрасли. Оно, фактически, уже решило поднять ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти в 2014 году на 4,9%, с 470 до 493 рубля за тонну, в 2015 еще на 7,5% — до 530 рублей и в 2016 – еще на 5,5%, до 559 рублей за тонну. Если сырая нефть подорожает, условно, на 5%, то литр бензина на бензоколонке подорожает гораздо сильнее, поскольку каждый из перепродавцов и переработчиков нефти «накрутит свой интерес» на дополнительные 5% стоимости сырья. Таким образом, увеличение НДПИ означает автоматический ежегодный рост цен на АЗС на гораздо более серьезные величины, нежели 4,9%, 7,5 или 5,5%.
Нельзя не вспомнить также, что и без «маневра» с НДПИ правительство уже запланировало рост розничных цен на топливо в 2014-2015 годах. За этот период каждый литр бензина дважды подорожает на 5% путем увеличения акциза на топливо класса Евро 4. То есть повышение цен на бензин на АЗС меньше чем на 3-4 рубля в год в течение ближайших двух-трех лет можно будет за счастье считать.
Чтобы заранее упредить комментарии маститых «экспертов топливного рынка», обожающих проводить параллели налогового манипулирования цен на бензин с зарубежными странами, приведу следующие цифры. В России, с ее нынешней средней ценой А-95 на одну среднюю зарплату можно купить 715 литров моторного топлива.
В нефте- и газодобывающей Норвегии, славящейся рекордными розничными ценами на бензин (около 81 рубля за литр на наши деньги), на одну среднюю зарплату можно купить втрое больше топлива, нежели в России – 2161 литр! Про США, где бензинчик сейчас, в среднем, стоит на рубль дешевле чем у нас, и говорить не хочется – 3515 литров топлива за среднеамериканскую зарплату! И даже в Германии (68,8 рублей за литр), стране, где нефтяных вышек отродясь не было и не предвидится, на среднюю немецкую зарплату можно приобрести вдвое больше бензина чем у нас – 1430! К чему это я? А к тому: в прочих странах власти тоже дерут налоги с автомобилистов. Вот только делают это с применением не только жадности, но и здравого смысла. Наши то, похоже, так и будут тупо повышать и повышать сборы и пошлины на топливо. И остановятся, надо полагать, лишь тогда, когда большинство российских автовладельцев поставит свои машины на прикол, а междугородние грузоперевозки станет выгоднее осуществлять с помощью гужевого транспорта – лошадей и верблюдов.