Грусть-печаль накатывает еще при въезде в город, когда после 228-и пройденных километров пути из столицы по великолепной четырехполосной Ленинградской трассе дорога в одночасье превращается в «направление». Максимальная скорость – не более 40 км/ч, что весьма оскорбительно для 2,4-литрового мотора Grand Vitara, но зато знакомиться с окрестностями можно, даже не останавливаясь. Проезжая часть «хвастает» отсутствием светофоров, пешеходных переходов и тротуаров. Разумеется, ни о какой разметке и речи нет. А ко всему прочему, некоторые участки здешних дорог вызывают ощущение недавней бомбежки.
В общем, Suzuki Grand Vitara оказался вполне себе подходящим вариантом. Единственный минус - довольно шумноват, при этом тенденция прослеживается вне зависимости от мотора, который стоит под его капотом. От излишнего «рыка» в дальней поездке начинаешь понемногу уставать. Зато рев движка как бы подчеркивает его тяговитость, проявляющуюся как пр разгоне с места, так и при резком ускорении после «сотни». При этом замечу, что четырехдиапазонный «автомат» реагирует на команды водителя без каких-либо нареканий. Правда, прокатиться с ветерком по М10 при всем желании вряд ли удастся: помимо стационарных точек фото- и видеофиксации, через каждые двадцать-тридцать километров поджидают своего «клиента» и дорожные полицаи. Вооружившись радарами, они укрываются в «засадах», пряча прибор за открытой дверцей багажника или отвлекая внимание «щитом» из гражданских автомобилей.
...Жаль, что провинциальные города с многовековой историей и многочисленными архитектурно-историческими памятниками сегодня по-тихому умирают, а бюджетные средства, которые якобы выделяются для их элементарного поддержания, не говоря уже о восстановлении, уходят в сторону моря. Собственно говоря, Торжок не стал исключением (хотя здесь и сегодня вручную вышивается вся российская символика от гербов и кремлевских флагов до парадных ленточек и генеральских погон, а также церковная атрибутика и утварь). Любопытно, что именно тут появился один из первых православных монастырей в России, а всего святынь здесь более тридцати. Половина из них, правда, в полуразрушенном состоянии, а еще с десяток и вовсе стерты с лица земли, о чем ныне напоминают лишь развалины и рассказы местных жителей. Впрочем, посмотреть здесь пока есть на что, но без слез, как говорится, уже не взглянешь. Следует отметить, что для езды по местному бездорожью тестовый автомобиль пришелся весьма кстати. Впрочем, это и не удивительно: типичный японский «проходимец» с довольно жесткой подвеской прекрасно «глотал» здешние ухабы и рытвины, а клиренс (без малого 210 мм) позволил совершенно не задумываться о риске «ухайдохать» бампер. К тому же машина на всякий случай вооружена раздаткой и понижайкой.
По правую руку от въезда в город расположена фабрика торжокских золотошвей с собственным музеем, в котором представлены уникальные старинные работы народных ремесленников. В их числе, к слову, необыкновенные золотые картины, панно и всевозможные наряды. Нынешние мастера, а точнее сказать - мастерицы, вышивают золотом и серебром разнообразные изделия из замши, кожи, льна и бархата. Здесь же изготавливаются иконы и вся государственная геральдика. Фактически на одном производстве сегодня и держится весь Торжок.
Если будете в этих местах, обязательно посетите Новоторжский Борисоглебский монастырь, основанный в 1038 году. Архитектурный ансамбль, возведенный на берегу рекиТверца, сохранился до наших дней в первозданном виде. В 1925 году монахов разогнали большевики, превратив обитель в тюрьму, где проводились массовые расстрелы. Сегодня для всех желающих здесь открыт Всероссийский историко-этнографический музей. Неподалеку от него расположен знаменитый Воскресенский женский монастырь, появившийся в XVI веке. Правда, на сегодняшний день большинство помещений святыни используются, как складские помещения и цеха все той же «градообразующей» швейной фабрики. На противоположном берегу, стоит древняя деревянная церковь Вознесения, построенная из чистого дерева без единого гвоздя. По некоторым сведениям, храм образовался в 1653 году и, что самое любопытное, принимает прихожан до сих пор. Внутри, кстати сказать, еще сохранилась роспись XVIII века.
Между тем, заброшенность и разруха большинства построек и святынь вызывают страшную досаду, переходящую в лютую злость. Даже народ, как мне показалось, здесь какой-то грустный. Хотя увидев на модном «джипе» московские номера, собеседники заметно оживлялись, с упоением рассказывая о местных достопримечательностях вроде Спасо-Преображенского собора, усадьбы Пушкина, Путевого дворца и музея деревянного зодчества. Выяснилось, что «остатки былой роскоши», которые еще присутствуют в Торжке, заслуга исключительно самих горожан, поддерживающих культурно-исторические ценности на собственном энтузиазме.
...А «японец» уже несет нас домой. Путешествие, пусть и недалекое, вполне удалось-состоялось. Причем ни ваш корреспондент, ни его жена с малым дитем практически не устали от этого стремительного — одним днем — вояжа. Эргономичные качества автомобиля, свозившего нас туда-обратно, более, чем пристойны. Не в последнюю очередь благодаря внутреннему простору: и трем взрослым пассажирам сзади будет вполне себе уютно даже в поездке на дальние расстояния. Во всяком случае, дискомфорт в коленях или плечах здесь точно исключен. Если же на заднем диване вы один — то можно и прилечь. И не сильно бояться тряски на российских ухабах - Grand Vitara переваривает неровности довольно мягко для своего класса.