Порадовал перспективой наезд на могучий Следственный комитет, случившийся на нашу голову как еще одно силовое ведомство пристрастного бессилия и лаконичный пинок по прокуратуре. Не меньше упоения вызвала дележка и раздача полномочий. В итоге про Кудрина вспомнили. Кто-то в ажиотаже домыслил ему весомости. Даже возникла идея, будто Кудрин и вправду приличный человек, взволнованный судьбой страны, а не только собственной перспективой внезапно сесть в тюрьму за переход на красный свет. В общем, День милиции мы продолжили отмечать, начав официозом и Кобзоном в воскресенье 10 ноября и продолжив длинным списком пожеланий на неделе.
Те немногие, кто почитал сем текст кудринского документа, отметили еще и точность диагноза («в современной России работа полиции и других правоохранительных органов сопровождается таким количеством отрицательных побочных эффектов, что опасность для граждан, связанная с повседневной работой правоохранительной системы, сравнима по масштабам с опасностью, порождаемой преступностью, с которой эта система призвана бороться»), красоту формулировок («полиция становится тормозом для экономического роста и источником общественной нестабильности») и высокий процент обывательского ужаса в отношении полицаев (по данным «Евробарометра» 66.5% граждан в городах с населением свыше 500 000 чел. ожидают от полиции незаконных действий в свой адрес).
Судьба ГАИ в кудринской игре в дядю Степу упомянута лаконично – разогнать. Но ненужность ГАИ основана не на нынешнем положении дел когда у всей этой придорожной структуры осталась только одна функция – сопровождение VIP, а вытекает из необходимой раздачи полномочий ГАИ по другим конторам и офисам. Торговлю водительскими удостоверениями предложено отобрать и передать такому же вредному для страны Минтрансу. Торговля номерами и постановка на учет осталась у Кудрина без особой проработки, хотя с не менее затейливыми надеждами порадовать коррупционным доходом аффилированных соучастников дележки полномочий. А регулировать движение, как совершенно новое для страны явление, Кудрину хочется поручить региональной полиции, которая в свою очередь, получит подчинение среднего уровня, не выше губернаторского и не должна знать про полицию более высокого федерального сорта, подчиненную лично Путину.
По мнению авторов, от имени которых звучит бывший министр финансов и соучастник нынешней трагедии России, полиция у нас нуждается в реформе из-за вертикали и если сделать из одной плохой полиции три хорошие (муниципальную, региональную и федеральную), то все образуется как раз потому, что вертикальное подчинение будет устранено. Иными словами, Кудрин между делом заявил, что не годится все государство целиком, ведь «нынешняя структура правоохранительных органов тормозит экономический рост и порождает нестабильность в обществе из-за отсутствия доверия к стражам порядка», что характеризует не только правоохранителей и их проблемы, но и всю государственную систему целиком...
Но вообще-то причин, по которым у нас полиция страшней преступников, в документе упомянуто сразу пять: избыточная централизация, вертикальное иерархическое управление, множество параллельных вертикалей управления, «палочная» система учета эффективности и отсутствие внешнего контроля. Нам с вами может перепасть лишь перспектива контроля, хотя и не в задуманном реформаторами виде. На сегодня первые шаги в этом направлении уже зафиксированы официально — столкновения народных отрядов самообороны с полицейскими.
А кудринский документ можно рекомендовать к изданию на гофрированной бумаге с перфорацией.