6470

По следам генералиссимуса Суворова

Что нужно знать, путешествуя по Швейцарии на автомобиле
Швейцария крайне популярна у автотуристов, ведь географически эта страна неплохо подходит для начала масштабного автопутешествия по центральной Европе.
Изображение По следам генералиссимуса  Суворова

Например, из Женевы можно отправиться во Францию, благо она начинается в нескольких километрах от города. И в отличие от уже приевшегося маршрута «Польша- Чехия», здесь есть возможность соприкоснуться с настоящей европейской пасторалью: альпийские луга, горные деревушки, перевалы и т.д. Примечательно, но кататься по этим местах на автомобилях очень любят состоятельные кавказцы. Благо Альпы очень похожи на кавказские горы. Трассы то срезают горные кряжи в тоннелях, то резко разворачиваются на 360 градусов, то «перепрыгивают» через перевал. А в некоторых местах автомобили перевозят по тоннелям на железнодорожной платформе!

Страна, где не видно гаишников

В Швейцарии вы не увидите ни одного стационарного полицейского поста. При этом превышать скорость не рекомендуется, «инспекторов ДПС» здесь заменяют вездесущие камеры. Если в городках полно всяких знаков и указателей (вплоть до указателя туалета), то на горных дорогах их нет. Но отмазка, что, мол, не увидел знака не пройдет — вся информация пишется прямо на покрытие дороги! Поэтому если на нее внимательно не смотреть, можно в буквальном смысле вернуться домой без трусов – штрафы огромные. Например: превышение установленной скорости на 1 км/ч обойдется в 40 швейцарских франков. (1 швейцарский франк – 37 рублей). Столько же за просроченную на минуту парковку. Не полная остановка перед знаком «Стоп» — 60 франков, остановка в неположенном месте — 80 франков, вождение по обочине и игнорирование пешехода — 140 франков, проезд на красный — 250 франков, стоянка с работающим двигателем — 60 франков (в Финляндии ваш корреспондент уже был наказан за это нарушение). А за нетрезвое вождение с более 0,8 промилле — 3 месяца тюрьмы и около 15 000 франков.

Еще немного полезной информации. Ездить с включенным ближним светом не обязательно. Но за не включенный ближний в тоннеле, даже если он хорошо освящен, штраф 40 франков. Детям и взрослым с ростом менее полутора метров запрещено ездить на переднем пассажирском сиденье. За непослушание — штраф 60 франков. В такую же сумму обойдется не пристегнутый ремень. Спереди или сзади — без разницы.
При попытке сравнительного анализа Кавказа и Альп приходишь к выводу, что езда по альпийским горным дорогам гораздо комфортней. В первую очередь из-за качества и планирования дорог. Даже самый крутой поворот оборудован всеми возможными средствами безопасности. В пропасть точно не улетишь! Чего не скажешь о подобных местах в горной Чечне, где мне пришлось побывать этой весной, да и о многих других местах Северного Кавказа. Так же удобны длиннющие тоннели. В некоторых — реверсивное движение, которое регулируются светофорами на въезде. Интервал движение — 15 минут.

Швейцарцы – крайне аккуратные водители, чего не скажешь о кавказских горцах. Но между ними есть одно важное сходство: если ты поломался или попал в другую неприятную ситуацию, тебе всегда помогут. Только для этого нужно «поголосовать». И не надо бояться незнания языка — швейцарцы прекрасно понимают язык знаков. Так же не надо стесняться обращаться к полицейским — они и созданы для помощи! Скажу честно, аккуратная манера езды местных водителей первое время раздражает. И потом вести машину уже на родине крайне сложно. Зато там не надо бояться, что тебя кто-то подрежет. Будь-то извилистая горная дорога или тихий городок. Обычно правый ряд едет чуть ниже разрешенной скорости. Левый — чуть быстрее. В такой монотонной езде есть свои плюсы: можно любоваться окружающими пейзажами и даже на ходу их фотографировать — виды того стоят. А если где и происходит ремонт дороги, то заранее вывешивается схема объезда или крайне аккуратно сужаются полосы.

Крутили пальцем у виска

Если вы находитесь в Швейцарии не на своих колесах, то идеальный вариант для самостоятельного путешествия — взять авто в аренду. Заглянув в мировую Сеть. Ответов на вопрос «где?» более чем достаточно: количество прокатных фирм зашкаливает. Опытные путешественники советуют брать на французской стороне Женевы (как правило, путешествие по стране начинается отсюда) — получается почти в 2 раза дешевле. Сразу отметим, что швейцарцы, как и большинство европейцев, предпочитают «механику» — для них авто остается средством передвижения, а не способом привлечь внимание. На «автомат» выбор крайне ограничен, и получить нужную модель авто фактически не возможно. Как правило, это Mercedes Знакомый кавказец взял именно его, да еще с номером 7777. Ездил он по альпийским дорогам как по родному Дагестану, а когда возвратил авто в прокат выяснилось, что он «накатал» 1500 франков штрафов. Кстати, о номерах. Подобное сочетание цифр крайне редкое для Европы. Поэтому отношение к таким машинам как в России: «непонятно, кто такой, но лучше уступить!». Но когда я поведал швейцарцам о «блатных номерах» и что за них нужно отдать немалую сумму денег, те крутили пальцем у виска.

Но вернемся к прокату. В его системе для российского ума есть определенная сложность. Нужно приобрести виньетку для проезда по платным дорогам. Если не жалко денег, лучше брать авто в аэропорту — не надо шарахаться по городу с вещами. Когда будете брать машину, внимательно читайте договор: есть ли франшиза, полная страховка или нет и предполагаются ли вышеупомянутые виньетки. Иначе вам придется долго искать место, где их можно купить.

Многие парковки в Швейцарии лимитированы по времени, поэтому в машине должен быть своеобразный таймер: картонный циферблат, где вы устанавливаете время, когда оставили авто. Здесь имеет место русская смекалка: время можно поставить на час или два позже, а в случае проверки сказать, что ошиблись. Конфликтов не будет — с русскими здесь предпочитают не связываться. Особенно после памятного случая, произошедшего несколько лет назад.

Тогда компания российских нуворишей устроила гонки на дороге из Женевы в Лозанну, проходящую через несколько населенных пунктов. Подбор участников был как на подбор: Porsche Cayenne Turbo, Lamborghini Murcelago, Bugatti Veyron, Mercedes McLaren. На 200 км/ч Lamborghini влетела в старенький Golf. Находившегося в нем 70-летнего дедушку спасателям пришлось вырезать из раскуроченного авто. Это самый громкий случай, ставший достоянием СМИ. Но любой таксист в Женеве таких историй может рассказать с десяток.

Насмотревшись на наших соотечественников, сами швейцарцы, видимо, решили не отставать и установили мировой рекорд по пьянке за рулем! Полицейские обнаружили в стоящем авто спящего водителя и толерантно препроводили в больницу. Концентрация алкоголя в крови у 47-летнего мужчины составила 6 промилле! По мнению швейцарских медиков, при 3 промилле человек впадает в кому, а чтобы достичь показателя в 4 промилле, нужно выпить залпом бутылку водки.

Ну и еще по излюбленной теме. Под Новый Год около 10 000 волонтеров на своих автомобилей развозят по домам пьяных водителей. Подгулявшему «рулевому» достаточно позвонить в специальную службу и далее как по мановению волшебной палочки: один отгонит машину, другой доставит пьяницу домой, а третий подстрахует обоих. Самое примечательное, что волонтерам компенсируют только расходы на бензин, но их с каждым годом становиться больше. С той же скоростью растет и число их клиентов.

Древняя шаманская практика

Собственно говоря, разъезды по Швейцарии — это бесконечные дегустации вина, пива или местного виски, более напоминающего бренди. Поэтому если выпил, то лучше пользоваться общественным транспортом. Что я и сделал и абсолютно не пожалел. Особое впечатление произвел женевский трамвай. Как и любой городской транспорт, он с автоматически опускающимися пандусами. Это удобно и инвалидам, и мамам с колясками и здоровым людям. А внутри трамвай трехуровневый. Самый низ — для колясок и стоячих пассажиров, чуть выше — обычные сидячие места, а еще выше – «жердочка», где сидят маленькие дети. Получается очень компактно. Автобусы и троллейбусы «примитивнее» — в них два уровня. Есть и другие, не менее интересные нюансы швейцарской автожизни. Например, в городок Церматт нельзя въехать на машине — там запрещены двигатели внутреннего сгорания. На чем ездят сами горожане — непонятно, но по городку ходит электроавтобус.

А напоследок — другие швейцарские «диковинки», которые мне удалось увидеть в Женеве. Например, «наперсточников» на набережной женевского озера. Этот архетип «шальных 90-х» прижился в европейской глубинке. Так же почти на каждом углу присутствует шаурма, которой торгуют казахи. Пока Интернет-форумы гудят от вопросов, как же правдами и неправдами получить рабочую визу в эту страну, те спокойно минуют все «рогатки». Как, ребята рассказывать не стали, сославшись на древнюю степную шаманскую практику.