Портал «АвтоВзгляд» и «МК» уже не раз писали о том, что после вступления в силу поправок в Закон РФ «О безопасности дорожного движения», в стране должна кардинально измениться вся система обучения-аттестации водителей. Однако фантастическое разгильдяйство российских чиновников привело к тому, что новые правила, которые должны были заработать уже 5 ноября, дай бог если придут в нашу жизнь только в будущем году. Да и то в урезанном виде.
Между тем псевдоавтошколы, работающие без лицензий, и оказавшиеся вне закона после отмены самоподготовки, на всю катушку пользуются неразберихой с нормативными документами, отсутствием новых стандартов, программ, продолжая вести свой ставший, по сути, нелегальным бизнес.
При этом ими предлагается обучение на все категории и подкатегории, даже на те, на которые пока не существует программ обучения. При этом цены и сроки не изменились - все дешево и сердито. Не смущает коммерсантов ни то, что законом отменен экстерн; ни то, что образовательная организация должна иметь в обязательном порядке лицензию; ни то, что обучение водителей отнесено к профессиональному и должно теперь заканчиваться квалификационным экзаменом в автошколе с выдачей свидетельства о профессии водителя.
Но поскольку программ, где все это должно быть прописано нет – то и спроса нет. Вот и пускаются «серые» и «портфельные» атокурсы во все тяжкие, заманивая простодушных желающих получить заветное водительское удостоверение громкими рекламными лозунгами про «оптимально комфортные условия обучения» и фантастическими гарантиями сдачи экзаменов в ГИБДД. Так, например, некая «Центральная автошкола», лишенная лицензии за грубые нарушения лицензионных требований, предлагает освоить курс ПДД всего за 8 лекций вместо обычных 30-40. При этом непонятно, какие документы предоставляют выпускники этой горе-автошколы в ГИБДД, ведь с 5 ноября при приеме экзаменов на «права» у всех требуют свидетельства об окончании автошколы. Можно только догадываться, откуда берутся нужные свидетельства.
Между тем легально работающие автошколы испытывают серьезные трудности с получением лицензий, поскольку вступившим в действие с 7 ноября «Положением о лицензировании образовательной деятельности» предусмотрен акт ГИБДД на соответствие учебно-материальной базы учебной организации установленным требованиям. А требования должны быть прописаны в программах обучения. Поэтому ГИБДД не может предоставить автошколам никаких бумаг, а лицензионные органы не могут принять заявление на лицензию без этих бумаг. Процесс лицензирования автошкол практически остановлен. Вот и получается, что нелегальные автошколы продолжают орудовать на рынке образовательных услуг, а законопослушные не могут получить лицензий.
И вся эта нелепая ситуация, когда под вопросом оказалось обучение сотен тысяч граждан страны, связана с отсутствием профессионального стандарта водителя, на основе которого должны разрабатываться и программы обучения кандидатов в «рулевые», и система оценки их квалификации автоинспекцией. Однако Минтруд, ответственный за разработку этого фундаментального документа, не только тянет с его выходом в свет, но и доверяет его создание структуре, вызывающей серьезные сомнения у экспертного сообщества. При этом проект профстандарта, разработанного профильными институтами — «Межрегиональной ассоциацией автошкол» и МАДИ — и в принципе одобренный и Минобром, и ГИБДД (то есть готовым к утверждению хоть завтра) не видит в упор. Точнее — видит, но по непонятным причинам «заворачивает» под надуманными и даже абсурдными предлогами. Ситуация тем интереснее, что проект МААШ/МАДИ предлагается чиновникам совершенно бесплатно, то есть даром, а альтернативный документ, уже вызвавший резкую критику экспертов, Министерство труда получает за бюджетные деньги от компании «Автополис-плюс».
Между тем даже беглое прочтение бумаги, обошедшейся казне в 600 000 рублей, вызывает недоумение. Его авторы, например, делят водителей не по категориям транспортных средств, как того требует закон, а на водителей легковых авто, автобусов и грузовиков. Дальше — больше. Этот профстандарт в первую очередь ориентирован на шоферов, работающих по найму. А чтобы применить его к остальным водителям, авторы предлагают изымать из него при обучении-экзаменах ряд пунктов. Хотя, как утверждают эксперты и подсказывает здравый смысл, все должно быть с точностью наоборот. Сначала человек получает общие, базовые знания и умения, позволяющие безопасно ездить, а уж затем, по мере необходимости, добирает новые, позволяющие исполнять дополнительные функции. Впрочем, разработчики умудрились и здесь напутать, понимая под трудовыми функциями (управление транспортным средством заданной категории) трудовые действия (сесть за руль, выжать «ручник», завести движок и т.д). Да и о чем вообще говорить, если в этом проекте отсутствует требование к водителю управлять т/с с заданным качеством — то есть безопасно. И из подобных нестыковок, путаниц и несуразностей соткан весь документ. Но Минтруд он устраивает. Возможно, из-за недостаточной квалификации его сотрудников, которые до сих пор уверены, что в стране существует деление на автомобилистов-любителей и профессионалов (документ, подтверждающий это стратегическое заблуждение, имеется в распоряжении редакций).
И что мы имеем в итоге? Профстандарта нет. И в том виде, что он предложен «Автополисом»», вряд ли будет. Хотя сам «Автополис» во всеуслышанье заявляет, что Минтруд влет одобрит этот документ. При этом не проведена ни процедура профессионально-общественного обсуждения (предусмотренная соответствующим постановлением правительства о разработке профстандартов), ни процесс согласования с профильными министерствами. Интересно здесь,что этот сомнительный проект стандарта первый раз был разработан «Автополисом» в рамках уже исполненной ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и, в виду своей несостоятельности, забыт заказчиком. Но реанимировав его, коммерсанты сумели продать документ второй раз — теперь уже Минтруду. Но и этого мало. Пока в Минобре трудится команда профессионалов, которые готовят проект новых программ обучения выясняется. Что «Автополис» и здесь уже подсуетился! Фирмой, оказывается, и такие программы подготовлены. И тоже за бюджетные денежки — в рамках все той же ФЦП. Да вот беда — и они, как несостоятельные, были заинтересованными ведомствами отвергнуты и никем не используются. Так что, скорее всего, в основу новых программ обучения водителей Минобр положит все-таки проект, созданный под руководством МАДИ. Однако и в этом случае, в отсутствие пресловутого профстандарта, они будут основаны на действующих сейчас квалификационных характеристиках и в следующем году потребуют доработок. Какой-то мартышкин труд получается.
Хотя, учитывая удивительную вхожесть «Автополиса» в «бюджетные коридоры», и тут возможны варианты. Ведь сумела же эта компания выиграть у МАДИ тендер, объявленный транспортной дирекцией Олимпиады в Сочи на переподготовку водителей, занятых в обслуживании игр. Чиновники почему-то решили, что профильный институт, многие десятилетия занимающийся в том числе проблемами транспортной безопасности и подготовкой-переподготовкой водителей и в подметки не годится молодому коммерческому образованию.
Другое дело, что Олимпиада пройдет быстро, а проблема безопасности дорожного движения останется с нами всегда.