21501

Полиция предлагает пометить чипами все машины России

RFID-метки хотят налепить на лобовые стекла
МВД выполнило сомнительно попахивающее нанофутуризмом поручение премьер-министра Медведева и официально предложило оснастить все российские машины специальными радиометками.
Изображение Полиция предлагает пометить чипами все машины России

Военизированные подчиненные чем хороши? Какую только ерунду им ни прикажи — все выполнят. Пусть даже по-солдафонски кирзово, но обязательно. Или хотя бы сделают дурашливо-серьезный вид, что пытались. В конце этого лета, например, закинул кто-то гаджетолюбивому премьеру нашему Медведеву в голову мысль, что неплохо бы поддержать госбюджетно еще и некоторых поставщиков RFID-оборудования. Мол, конкурировать за контракт с каждым супермаркетом надоело уже. Хочется денег много и сразу. И премьер-министр немедленно откликнулся: поручил МВД, Минкомсвязи и Минторгу проработать вопрос превращения всей страны в аналог супермаркета — придумать, как оснастить все госномера автомобилей идентификационными RFID-метками. Таким образом, надо понимать, Д. Медведев, как чуткий руководитель, вник в проблему грязных и нечитаемых номерных знаков.

Напомним, что с RFID-технологией знаком любой, кто хоть раз в жизни спустился, скажем, в московскую подземку. Магнитная карта и турникет при входе на станцию представляют собой стандартную RFID-систему. «Билетик» содержит малюсенький чип с антенной. А желтый кружок на турникете — антенна-ридер. С ее помощью компьютер запрашивает у карточки информацию о количестве оплаченных поездок и записывает на него новую — о списании одной поездки.

Аппаратура, применяемая в RFID, может работать в достаточно широком частотном радиодиапазоне: от 135 кГц до 2,45 ГГц. Все зависит от конкретных условий и задач, поскольку дальность считывания может колебаться от нескольких миллиметров, как в случае с карточками на метрополитен, до 100 метров.

И вот, строго как указал любимый руководитель, МВД подготовило свои предложения по внедрению RFID-систем в повседневную автомобильную жизнь. Другими словами, придумало причину для присасывания к «бездонной титьке» госбюджета еще и поставщиков этого добра. Заметим, что когда премьер четыре месяца назад толковал о чипах в номерном знаке, он, видимо, даже не подозревал, что в подведомственном ему МВД уже который месяц готовится новый регламент, по которому номера сможет изготавливать любой лицензированный частник. Которому никто встраивать в государственные регистрационные знаки никакие чипы не даст — мало ли что он там напрограммирует!

Именно поэтому МВД придумало присобачивать идентификационные чипы (виртуальные пока еще) на лобовое стекло машины. И отправило свои задумки премьеру. Мол, будет этот электронный дубликат госномера висеть на лобовом стекле каждой из более чем 50 миллионов российских машин, а специальное оборудование будет считывать с него информацию на расстоянии десятков метров. И выявлять таким образом нарушителей ПДД. И штрафовать, штрафовать, штрафовать их! И ни грязь, ни прилипшие листики, ни защитная пленка не помешают идентифицировать супостата!

Полицейская идиллия, не правда ли? А еще немалый профит выйдет для тех, кто будет потом устанавливать по всей стране (!) RFID-ридеры. На фоне «налогового маневра» властей, вызванного оскудением доходов казны, очень своевременное предложение. Эксперты говорят о десятках и сотнях миллиардов рублей, которые потребуются для создания работающей сети RFID-приемников и системы обработки информации.
Но самое восхитительное в этой истории не это.

Ни продвинутый в электронное будущее премьер, ни кирзовые «разработчики» из МВД, видимо, не в курсе, что сама идея RFID-идентификации машин в российских условиях просто обречена стать дорогой, но неработоспособной игрушкой. Хотя бы потому, что любая RFID-метка — устройство достаточно уязвимое с точки зрения помехостойкости. Радикально исказить ее ответ ридеру может даже не особо сильный магнит, находящийся рядом. А еще разработчики любой RFID-системы в обязательном порядке предусматривают в ней программные «черные ходы» — для ее последующего обслуживания и наладки. Поэтому практически со стопроцентной гарантией можно говорить, что найдутся умельцы, которые научатся взламывать код этой премьерско-полицейской нанотехнологической игрушки и «перепрошивать» метки, установленные на машинах автомобилистов, вводя туда неверные данные. Соответственно, штрафы за нарушения ПДД будут идти не нарушителю, а кому-то еще.

Таким образом, уже сейчас ясно, что если правительство решит вводить эту RFID-систему, то деньги, на нее потраченные, будут выброшены на ветер. Хотя нет! На какой ветер?! В карманы совершенно определенных граждан, чьи конторы выиграют (причем обязательно!) все положенные правительственные тендеры и конкурсы…