На самом деле мы эту легенду поддерживали на плаву самостоятельно, без японской помощи, изобретательно наградив островные машины несвойственными достоинствами и особенностями, требуя от себя языческого преклонения, радуя японцев внезапным фанатизмом.
Но легенда не оправдала наших надежд не только с «Mitsubishi». Тихо деградировала обожаемая горячими пацанами за давние подвиги в WRC «Subaru», отступившая по всем фронтам, а не только в России. Отыграла свое полностью исчезнувшая с нашего рынка «Isuzu», ушедшая в грузовой сегмент. Кое-как удержался «Nissan», еще недавно устроивший персональный всемирный потоп и еле выживший за счет Франции. Поперхнулась «Toyota», особенно сильно потрепанная Америкой. Отползла к реаниматологу «Suzuki». Каждая из них наделала невероятно много ошибок, сильно сдала в качестве и на грань выживания пришла самостоятельно.
Но ситуация с «Mitsubishi» для нас особенно печальна. Мы еще застали ее расцвет, силу и масштаб, еще помним красавицу Sigma, грандиозный Diamante и свое почтительное сравнение «Mitsubishi — это японская BMW», ныне присвоенное «Honda». Исторически просвещенные знают про альянс с «Chrysler» 1971 года, когда японцы сумели стать американским филиалом. В наши дни памятно братание с «Mercedes» и совместные модели (МВ-100, Smart Forfour на платформе Colt), помощь корейцам (в 1983 году они купили 7,5% Hyundai Motor Co) и малайзийцам (продали патент на Lancer концерну «Proton Edar Sdr Holding»), общий с голландцами завод NedCar и Volvo S40 первого поколения на платформе Carisma и совсем свежа любовь с французским PSA (Peugeot 4007 и 4008, Citroёn C-crosser и Citroёn AirCross, а также электрические побрякушки на базе i-MiEV). Но в основе нашего уважения к «Mitsubishi», конечно же, внедорожники Pajero, L200 и L300 и умело подоспевший Pajero Sport.
Но «болезни» у «Mitsubishi» слишком давние.
Битвы по миру они проигрывали одну за другой последние 20 лет и не случайно бросались то в американские объятия, то в немецкие, то полыхали нежностью к шведам, а под занавес прониклись к французам. Американцы из издания 24/7 Wall St. констатировали, что в 2014 году японцы навсегда уйдут из Америки… после десятилетия плана по оздоровлению, запущенному японцами в 2004 году, когда тучи видели лишь специалисты, а пузыри над водой лишь гадалки. В тот год убытки «Mitsubishi» составили полмиллиарда иен.
Сейчас похудевшие от натуги и экономии японцы ждут прибыль по итогам года в сто миллионов иен. Обратная сторона такого финансового благополучия — продажи, упавшие до уровня 1977 года. В Америке они сократились в три раза, у себя дома — в два, в Европе — в полтора. Завод в Голландии был продан за один символический евро…
А сейчас готов новый план реанимации. И он опять предусматривает жесточайшую диету и ампутации. На этом витке спасения «Mitsubishi» закрывает легковое производство. Себе фирма оставляет только кей-кары для внутреннего рынка (да и те совместные с «Nissan» — Nissan Mitsubishi Kei Vehicle) и непотребные в своем убожестве микролитражки Mirage/Attrage для Индонезии и Таиланда, которые стыдно показывать европейцам. Ах да… еще кофемолки, гибриды и электромобили… Чудовищно затратные и вроде бы перспективные…
При этом вся привычная линейка имен пока останется. Но теперь они станут псевдонимами, и от «Mitsubishi» на них будет лишь логотип. «Nissan», респектабельно процветающий на деньги французских налогоплательщиков, отдаст бедному другу неизвестную в Японии Infiniti M, которую переименуют во флагмана Mitsubishi Proudia. Вместо Galant (на внутреннем японском рынке под этим названием сейчас продается Lancer) они получат такой же неизвестный в Японии корейский Samsung SM5 — Renault Latitude. Как они будут выкручиваться с сегментом «С» и осмелятся ли в него возвращаться, пока решения нет.
Но если «Mitsubishi» так плотно повесилась на шее «Nissan», который, в свою очередь, отлично сбывает им не особо удачные Samsung, то есть вероятность, что имя Lancer повесят на SM3 — Renault Fluence.
А себе «Mitsubishi» оставит тему полного привода и попробует отыграться в этом весьма успешном сегменте. В будущем году дебютирует новый L200. Он сохранит раму, неразрезной задний мост и трансмиссию SuperSelect, вызывающую справедливую гордость. Еще через год будет предпринята неудачная попытка дебюта нового Pajero, и ее перенесут на год-другой. А вместо большого внедорожника стартует новый PajeroSport. Очень суровая работа предстоит по замене самой неудачной машины в истории фирмы — ASX. Ее в спешке попытаются поменять на новую, и есть шанс, что опять ничего толком не получится. Зато на приоритетные полноприводные рынки осторожно попытаются вернуть Delica, хотя теперь она базируется не на платформе крепкого Pajero, а на легковом Outlander.
Но надежды все равно нет. Точно таким же путем прошла «Isuzu». Затягивая пояс и по неосмотрительности затянув веревку на шее, фирма позаимствовала весь легковой модельный ряд у «Honda», себе оставив внедорожники. В то время она еще выпускала отличный Trooper, удачный Rodeo и лихой Vehi-Cross, грандиозно провалившийся на ключевом для фирмы американском рынке. Союзный GM подхватил покойника и наклеил на машины логотип «Opel», продавая «японцев» в Европе. Но в итоге на сегодня от всего полного привода остался только одинокий пикап D-Max, а сама фирма погрузилась в производство грузовиков и автобусов. Но у «Isuzu» не хватило духу и стратегической прозорливости сделать грамотную ставку на Россию. Они зашли к нам, напоролись на «Subaru», попытались раскинуться совместной дилерской сетью и погибли, как это часто бывает с иностранцами в нашей стране.
А «Mitsubishi» с нами повезло. Их вовремя подобрал «Rolf» и рукотворно построил ту самую легенду о японском качестве и прочих сказочных параметрах заграницы. И на сегодня основной и по большому счету последний рынок для «Mitsubishi» — это наша страна. А многолетнее виляние хвостиком у подножия «Nissan» при умелом маневрировании может привести «Mitsubishi»… на АвтоВАЗ, где вот-вот случится убогий «Datsun», высосанный специально для русских, а ведь может случиться и что-нибудь приличное, под логотипом «Mitsubishi»… А калужский завод с «Peugeot-Citroёn» бесперспективен. Французов от него тошнит так сильно, что они мечтают его сбыть в руки японцев и закрыть тему…