Это тем более актуально, когда мы говорим о машинах, выпускаемых в рамках одного концерна. И особенно если этот концерн — «Volkswagen». Когда немцы в самом начале 90-х купили себе SEAT и «Skoda», я, грешным делом, предположил, что они таким образом стремятся не более чем расширить собственный бизнес. Идея-то, по сути, была почти идеальной — взять две прозябающие марки и сделать из них некий аналог современной «Dacia». Проблема в том, что VW завершил сделки, когда компании в буквальном смысле объедались деньгами, а покупателям, в свою очередь, дешевые авто были не нужны в принципе. Вот тогда-то SEAT и трансформировался в испанскую «Audi», «Skoda» же нацелилась на внутренний рынок и на восточные территории. И теперь представьте, насколько сильно в таком случае должны были отличаться базовые философии приобретенных компаний. Но…
Возьмем тот же Golf, к примеру. Замечательный автомобиль, хороший во всех смыслах этого слова. Но он был бы еще лучше, если бы его не собирали в Чехии и в Испании. SEAT Leon в своем современном виде тоже неплох, но любой, кто садится в него, садится в немного перелицованный VW. И он, кстати, ничуть не лучше оригинала. А тогда возникает вполне законный вопрос: зачем SEAT вообще нужен, по крайней мере у нас? Именем в России марка так толком и не обзавелась, о ее спортивности в общем-то тоже мало кому известно, поэтому, вырастая из Golf, клиенту проще сразу переключиться на Audi A3, поскольку в этом случае он вправе рассчитывать не только на более премиальную отделку, но и на более совершенный опцион. Иными словами, у вас нет ни одной веской причины купить SEAT. Вот «Skoda» — совсем другой коленкор. Ее Octavia фактически ничем не уступает ни VW, ни SEAT, лишь более простая задняя подвеска в работе чуть шумнее.
Тут стоит отметить, что «Skoda» в последнее время вообще делает очень неплохие машины. Они не так уж и дороги (на фоне остальных «ваговских» моделей) и вполне современны. Лучшее тому подтверждение — нынешнее положение бренда в той же Германии, где чехи прочно держат первое место среди импортируемых марок, хотя немцы по-прежнему крайне ревностно относятся к своему родному автопрому.
В том, что «Skoda» окончательно рассталась с положением «чешской падчерицы», я в очередной раз убедился, когда ездил на рестайлинговом Superb. Это шикарный автомобиль, иначе не сказать. Не потому, что его обновили и оснастили более современными опциями, а просто потому, что эта машина, на мой взгляд, лучший семейный седан современности.
Его строят на платформе Passat. Прежней или нынешней — не так уж и важно. Боюсь, что немцы и сами запутались в своих модернизациях, так что не факт, что следующая корпоративная «коляска» на самом деле не окажется платформой, например, от Passat B3. Так вот, я ездил на Passat уже не единожды, но так и не смог убедить себя в том, что он действительно лучше предшественника. Легче? Возможно. Жестче? Тоже может быть. Однако если бы мне завязали глаза и прокатили бы сначала на новом, а потом на предыдущем, я бы решил, что меня дурят, катая на одном и том же авто.
С Superb такой номер не пройдет. Во-первых, вы сразу же ощутите, что этот седан больше и просторнее. Это единственный автомобиль в D-классе, где при полностью отодвинутых передних сиденьях сзади можно посадить троих взрослых человек. Это не фраза из пресс-релиза, это действительно так: я специально посадил в салон четверых, а после сел за руль.
Притом, заметьте, мой рост — без малого два метра, то есть водительское кресло было отодвинуто соответствующим образом, но даже в этом случае стесненным себя никто не почувствовал. В общем, во втором ряду в Superd нельзя разве что танцевать (просто встать в полный рост негде), а в багажнике хватит места, чтобы сыграть в футзал со сборной какого-нибудь карликового государства.
Во-вторых, этот автомобиль по плавности хода даже лучше исходника: подвески чуть жестче, но база длиннее, что позволяет ему менее ревностно относиться к неидеально спрофилированному асфальту. Кроме того, мне показалось, что он меньше кренится и рулится ничуть не хуже VW.
В-третьих, под капотом у него стоит бензиновый 1,8. И это хорошая новость, так как из всех TSI-моторов это наименее проблемный двигатель. Плохая новость заключается в том, что агрегатируется он по-прежнему не с обычным «автоматом», а с преселективной DSG, и она-то как раз работает в России через пень-колоду. По крайней мере сервисмены говорят об этом на каждом шагу. Но это, в общем, как кому нравится, единственное нарекание к этой коробке, возникшее в течение той недели, что я ездил на Superb, — вибрация, возникающая в тот момент, когда вы трогаетесь в «пробке».
В остальном же это безнадежно правильная машина, созданная не для скоростного покорения пространства, но для комфортного перемещения собственного семейства и сопутствующего багажа, поскольку вы по-прежнему можете открыть его багажник сразу двумя способами, превратив седан в натуральный лифтбэк.
И при этом он еще и очень прилично выглядит. Я не имею ввиду экстерьер — тут все как раз довольно-таки спорно, но салон Superb ничуть не хуже салона Camry. Он сделан из нормального, в меру мягкого пластика, да и дерево тут похоже на настоящее. Эргономика — отдельная песня. Немцы бы не дали добро на выпуск машины, которая была бы менее удобна, чем Passat. Впрочем, если учесть, что все основные блоки тут унифицированы с моделями VW (максимум вы столкнетесь с не совсем привычным интерфейсом), все остальное тут как в донорской машине. Я не совсем уверен, что это так уж замечательно, большая оригинальность Skoda точно бы не помешала, но и придраться тут ровным счетом не к чему.
Хотя нет, есть один момент — этот автомобиль слишком прагматичен. Его много, но я бы не назвал его увлекательным. Он как утренняя яичница с беконом или правильно приготовленный полуфабрикат: питателен, удобен, практичен, но его вряд ли можно назвать действительно вкусным.
Технические характеристики:
Габариты (мм) 4833х1817х1462
Колесная база (мм)2761
Дорожный просвет (мм) 141
Масса (кг) 1508
Объем багажника (л) 595–1700
Раб. объем двигателя (см³) 1798
Макс. мощность (л.с. при об/мин) 152/4500–6200
Макс. крутящий момент (Нм при об/мин) 250/1500–4500
Макс. скорость (км/ч) 218
Разгон 0–100 км/ч (с) 8,7
Ср. расход топлива (л/100 км) 7,1