Надысь, помогал знакомой ставить на учет свежекупленную трехлетнюю Mazda3. И имел перед девушкой весьма бледный вид. И только потому, что имел неосторожность довериться обещаниям ГИБДД.
Как мальчишка (и это при моем-то пятнадцатилетнем стаже работы в автожурналистике!) купился на клятвенные заверения придорожных полицейских, оформленные в виде утвержденного МВД нового регламента по регистрации транспортных средств, что процедура займет не больше часа. И в непонятном затмении (а ведь знал, с насколько разложившейся и некомпетентной службой дело имею!) прелестнице пообещал: быстренько зарегистрируешься — и в ресторан ужинать (с надеждой с ней же и позавтракать). Какое там! Три часа пятнадцать минут провели мы в одном из лучших по организации работы, оснащению и укомплектованности регистрационных подразделений автоинспекции города Москвы, прежде чем уладили все формальности. И это при том, что машина не числилась в угоне, не состояла в лизинге и не была приобретена прежним владельцем в кредит. Ну и как тут не поддержать предложения г-на Кудрина по реорганизации отечественной правоохранительной системы в той их части, где бывший министр предлагает просто-напросто разогнать ГИБДД? Особенно после того, как девица, измаявшись в пустом трехчасовом ожидании в гаишном офисе, обломала все мои планы на нее по полной программе…
Я долгие годы не перестаю удивляться, как ГАИ умудряется даже самыми хорошими намерениями выстлать моторизованным россиянам дорогу в автомобильный ад. Взять все те же правила регистрации автомобилей, действующие в стране без малого два месяца. Спору нет: милостивое, хотя и на годы запоздавшее разрешение ставить на учет машину в любом подразделении ГИБДД (вне зависимости от места регистрации авто) и упрощение ряда процедур при этом акте — шаг крайне актуальный. Но зачем врать про готовность сократить его временные рамки?
Именно врать, потому как ГАИ работать быстро и четко даже не собиралась (не умеет и не хочет). Главная цель либерализации процесса — не наше с вами удобство, а забота о пополнении государственной казны. Кость, брошенная автовладельцам в виде упрощения регистрационных действий, маскирует основное блюдо, приготовленное не для водителей, — ликвидацию института транзитных номеров, получившего просто бешеную поддержку моторизованного сообщества. Их массовое использование в последние годы было вызвано плодящимися на дорогах как грибы после дождя камерами фото- видеофиксации нарушений ПДД и грабительским ростом транспортного налога. В итоге, когда повсеместное распространение «транзитников» достигло критической антигосударственной отметки, и комплексы фиксации, и региональные бюджеты стали «зарабатывать много ниже запланированного» — и появился новый регламент. Что, кстати сказать, подтвердило и мои давние сомнения в целесообразности использования камер с точки зрения повышения безопасности дорожного движения. Ведь и тут у государства цель изначально была иная: срубить побольше деньжат с наиболее состоятельной (хотя и относительно, конечно) части населения — автомобилистов (одна только Москва в прошлом году «наварила» на камерах более 30 млрд. рублей). Что, собственно говоря, ваш корреспондент может подтвердить на собственном опыте. На традиционных (и многолетних) маршрутах моего следования (дом-работа-дача) камеры появились в тех местах, где отродясь не случалось ДТП (или крайне, просто фантастически редко), но у водителя появлялась возможность совершенно безопасно (дорога хороша, широка, просматриваема) «притопить». По первости я нахватал тут за неделю на пару тысяч рублей штрафов. Потом освоился и жму газ в пол в других местах. А сосед по лестничной клетке обзавелся транзитным номером.
Теперь, конечно, сдал, как и тысячи других автомобилистов. То есть власть своего добилась? В определенном смысле — безусловно. Но одновременно спровоцировала новую форму протеста, которая если и получит дальнейшее распространение, в чем лично я не сомневаюсь, принесет еще большие убытки, нежели недополученная от камер прибыль. Все чаще появляются сообщения, что злоумышленники выводят из строя камеры фиксации разными способами, в них даже стреляют из охотничьих ружей. Между тем только одна камера (вместе с установкой и обслуживанием) обходится казне более чем в пять миллионов рублей. Но страшнее здесь другое: в желании покруче обобрать гражданина на пустом месте с лживым объяснением причин поборов власть доводит его до точки кипения, толкает на противоправные действия. А там заставит и объединиться в этих действиях против себя…
Кстати, тот же регламент: не решив вопроса со временем регистрации т/с, он ведь еще и лишил десятки тысяч автовладельцев права на страховое возмещение после ДТП. И тоже только для того, чтобы избежать выдачи «транзитников», сиречь — отдать на растерзание камерам фиксации.
Дело в том, что для получения клиентом денежной компенсации в полном объеме по полису КАСКО в случае тотального разрушения авто в аварии останки машины надо передать страховщику, предварительно сняв с учета. Но по новым правилам снять ее с учета можно только при наличии нового владельца и договора купли-продажи. Поскольку страховщики не горят желанием становиться собственником, деньги пострадавшим не выплачивают, передача машины не осуществляется, перерегистрации не происходит — получается замкнутый круг. На этот счет ГИБДД никаких разъяснений не дает. Хотя разрабатывая регламент, автоинспекция не могла не предвидеть (ежегодно фиксируя более 200 000 тяжелых ДТП и выдавая соответствующие документы, в том числе и для страховых компаний!) возникновения подобной, с позволения сказать, коллизии. Да я уверен, что предвидела. Только плевать ей на горести простых граждан, если с самых горних высей службе был отдан приказ, как можно быстрее спустить с граждан эти последние три шкуры.