Два года Минобрнауки пребывал в интеллектуальной коме, разрабатывая сразу несколько программ обучения будущих водителей. Подстрекателями затеи выступили депутаты Госдумы. Им не позволено касаться важных для страны вопросов, да и уровень знаний не тот (спортсмены, певцы и актеры не очень профессиональны в экономике и политике), поэтому им разрешено заниматься дрессировкой водителей. И хотя на дорогах у нас царит африканский уровень смертности в первую очередь из-за депутатов и остальных неприкасаемых, шлифовать водителей увлекательней, чем всей Госдумой жить по правилам или ездить на метро.
И вот как-то в состоянии очередных раздумий о безалаберных водителях возникла идея переписать программу их подготовки в автошколах. По неизвестной причине депутаты внезапно обнаружили недостаток собственных познаний и тему отдали Минтруду, Минобрнауки, Минтрансу и ГИБДД. Те долго препирались, саботировали и делили полномочия, и когда в начале ноября этого года в стране грянули депутатские поправки к закону «О безопасности дорожного движения», выяснилось, что закон есть, а поправок и методик обучения нет. Изо всего придуманного депутатами 5 ноября сработало только самое незатейливое нововведение — умер экстернат. Теперь самому учиться ездить запрещено. Как и самому читать букварь, поскольку это слишком серьезно, чтобы оставлять ситуацию без присмотра. И хотя над этим запретом ни депутаты, ни министерские долго не думали, пояснить случившуюся подлость доверили директору Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации Наталье Золотаревой. И она на всю страну брякнула, что поскольку водитель — это профессия, ей надо старательно учиться. Даже частнику на малолитражке с «автоматом» на категорию «В». Это раньше такой человек считался крашеной блондинкой на иномарке, а отныне это ответственный представитель суровой профессии. Удивительно, что Минобрнауки не пошел дальше и нагрузил ответственностью и трепетом только блондинок за рулем. Мог бы запретить в стране продажу компьютеров без предварительного обучения, ведь неизбежные основы программирования превращают пользователя в оператора ЭВМ… Да и стиральные машины в последнее время, если верить рекламе, обзавелись интеллектом, а электробритвы обрели нечеткую логику, и странно, что нас подпускают к этой сложной технике без благословения Минобрнауки.
Пометавшись с месяц и изрядно напугавшись ответственности, Минобрнауки быстренько смастерил долгожданные программы обучения (сразу несколько), породив 766 страниц текста и стыдливо выставив их на общественное обсуждение с таким расчетом, чтоб никто не догадался, где и как это хотя бы почитать (на сайте regulation.gov.ru проект удален).
Самый решительный удар по водительской несостоятельности нанесен увеличением часов обучения. Прежде подготовка страдала недостатком практики. За полагавшиеся по закону 50 часов учебной езды (в СССР было 28 часов) освоить машину и получить устойчивые навыки люди не могли и тотально проваливались на экзамене, неизбежно обогащая инспекторов ГАИ (Владимир Колокольцев удивленно узнал в апреле этого года, что в стране таких нечистых полицейских не один, а сразу два человека). Устраняя основную проблему подготовки и гарантированно оставляя ГАИ без нетрудового дохода, Минобрнауки решительно увеличил часы практического вождения. Теперь их стало 52. Почему-то хочется поглядеть в толковом словаре трактовку слова «цинизм»… Кстати, кроме общественного обсуждения, канувшего в подполье, проекту полагается антикоррупционная экспертиза…
Но и теоретическая подготовка в автошколах критику не выдерживала и пользы не приносила. Минобрнауки нашел выход. Вместо 106 часов теорию будут вкладывать в голову 212 часов (в СССР теорию учили 180 часов). И количество перейдет в неизбежное качество хотя бы потому, что людям (отныне профессиональным водителям) наконец-то раскроют глаза на «гидроскольжение и аквапланирование шины», «силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении»… Теперь скудную осведомленность человека за рулем обогатят технические подробности устройства автомобиля. Под натиском избыточной компетенции Минобрнауки соискатели высокого звания водителя постигнут разницу между вариатором и гидромеханикой, но при этом почему-то не узнают нюансов роботизированных коробок, зато научатся отличать электромотор от двигателя внутреннего сгорания и смогут ловко блеснуть знанием «комбинированных двигательных установок». Но министерство не напрасно имеет отношение к науке и планирует заставить страну получить более фундаментальные знания про цетановое число, насильственно подняв интеллектуальный уровень населения. Где в мирной жизни польза от этих знаний — неизвестно, и еще ни разу не было отмечено случаев, когда на заправке водитель спрашивает кассира про цетан и трепещет в надежде, что вместо имеющегося топлива с числом 40 вот-вот подвезут 55. Блистательно выглядит и цикл лекций по обучению работе с бортовым компьютером. Учитывая, что во многих машинах все управление этой сложнейшей техникой возложено на одну кнопку, курс подготовки скорее всего сведется к тренировкам тыканья пальцем. Люди будут старательно целиться и, выставив от напряжения язык, пытаться овладеть компьютером в одно попадание. До сих пор единственной страной, столь глубоко осваивавшей процесс, был Китай, когда во времена культурной революции на шофера учили в автошколе пять лет, выпуская на дорогу профессионального водителя-механика-слесаря-инженера-фельдшера. Хотя в Туркмении поступили проще и дешевле. Там, чтобы хорошо ездить, в автошколах учили «Рухнаму» — книгу, написанную солнцеподобным президентом Сапармуратом Ниязовым. И культурный уровень водителей поднимался, и Ниязов становился велик и могуч, и водители получали живой глоток истинных знаний.
Кроме физики, механики и электроники Минобрнауки расширит кругозор блондинки психологией. Она наконец-то познает и уверенно сдаст на экзамене «психофизиологические основы деятельности водителя», «склонность к рискованному поведению на дороге», «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение», «причины агрессии и враждебности у водителей». И хотя работать по полученной профессии на автобазу она не пойдет, как не пойдет и подросток, одолевший психофизиологические основы ради категории «М» (скутер), гордость за дополнительное образование испытают оба.
А будут ли девочки в мини-юбках, мальчики на мопедах и суровые мужики на внедорожниках врачами, как того добивалась и советская, и нынешняя система подготовки? Заступившийся за нас в 2009 году доктор Леонид Рошаль ничего не добился, и назло ему власть от лица Минздравсоцразвития (министр Татьяна Голикова) мстительно заставила всю страну покупать (с 01.07.2010) новую аптечку без лекарств, а только с бинтами. Тогда доктор лишь констатировал: «Это отсутствие профессионализма». Минобрнауки в курсе общественной дискуссии и знает, кто такой Рошаль, поэтому курс первой помощи сокращен с 24 до 16 часов. А почему не изъят вовсе? А потому, что профессиональный водитель обязан быть профессионалом во всем.
…Официально объявлено, что кроме Минобрнауки над программами профессионального обучения водителей транспортных средств работали 19 экспертов, МАДИ, Государственное управление обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, ДОСААФ, Отраслевой научно-методологический центр Минтранса России, Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей и Ассоциация юношеских автомобильных школ.
Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» давно в силе, и номинально страна живет, учится и ездит в соответствии с ними. Вот только ничего не готово, не сделано, не продумано… И даже нет места для дискуссии.