Несколько лет назад ваш корреспондент попал в тяжелую аварию, вылетев на своем внедорожнике на «встречку» аккурат под тяжелогруженый MAN. К счастью, обошлось без трупов. Сам я отделался травмами, до сих пор дающими о себе знать, а одна из моих пассажирок «украсила» личико безобразным шрамом. Короче говоря, повезло. В том числе и потому, что ГИБДД признала виновной в аварии дорожную службу, содержащую этот отрезок трассы в отвратительном состоянии. И все участники происшествия (четыре машины, общий ущерб — около 20 000 долларов) получили и страховку, и компенсацию от дорожников.
Редкий, замечу, даже по нынешним временам случай, хотя сегодня гаишники все чаще винят в происходящих дорожных происшествиях именно дорожные службы. Но обычно автоинспекция инкриминирует водителю несоблюдение пункта 10.1 ПДД, согласно которому автомобилист, управляя авто, должен предвидеть даже риск цунами в средней полосе, не говоря уж о преступной деятельности-бездеятельности дорожников. И очередное тому доказательство — массовое ДТП на Северянинском мосту, в котором пострадало 45 автомобилей.
Напомню, что ЧП произошло потому, что организация, отвечающая за содержание дорог в этом отдельно взятом столичном округе, накануне заморозков от души промыло мост моющим средством «Чистодор». Каток вышел знатный! Но доблестная столичная ГИБДД этот факт поначалу наотрез отказалась принимать во внимание, назначив виновниками инцидента водителей — мол, сами дураки.
Однако происшествие вызвало широкий общественный резонанс, и ленивым гайцам, не любящим загружать себя «лишней» работой по поиску реальных причин дорожных происшествий, строго указали с самого верха. И ситуация моментально изменилась в благоприятную для автолюбителей сторону. Постановления о виновности водителей в этом ДТП отменяются, и стрелки переводятся на дорожников. Теперь их привлекают к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Короче, хеппи-энд.
И если дело доведут до конца, нерадивая компания не только заплатит 300 000 штрафа, но и раскошелится, по предварительным оценкам, на 15 млн. рублей в виде компенсации автовладельцам за разбитые машины. Ну и поделом, скажете вы. Ведь если даже официальная полицейская статистика свидетельствует о том, что каждое пятое ДТП в стране случается по вине дорожников, то пусть разорение хотя бы одного из них станет хорошим уроком для всех остальных. Так-то оно так. Да не так!
Пострадав, как уже говорилось, от бездействия дорожников лично, попадая в их «ловушки» чуть ли не ежедневно (и не только за МКАД, но и в его пределах), вынужден заявить: в крупнейшей за последние годы аварии они не виноваты и не должны отвечать за чужие грехи.
Передо мной лежат копии трех факсограмм, две из которых (№№660 и 662) отправлены в префектуры, руководителям служб заказчиков, ОАТИ и другим городским структурам аккурат накануне этого ЧП, а еще одна (№18-38-610/3-1) — чуть раньше. Факсограммы эти, подписанные заместителем мэра Москвы П. Бирюковым и и.о. руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы А. Самсоновым дают четкое и однозначное распоряжение «с 00.00 час. до 02.00 час. в ночь с 19 на 20.10.2013 обеспечить обильную промывку моющим средством «Чистодор» асфальтобетонных и плиточных покрытий проезжей части всех категорий дорог; начиная с 05.00 час. 20.10.2013 провести обильную промывку водой указанных объектов». При этом отдельной — жирно выделенной — строкой городские руководители обращают внимание подчиненных на их «персональную ответственность за выполнение указанных работ».
Любопытно, что, отдавая столь жесткий приказ, чиновники отлично знают о грядущем похолодании и «в связи с ожидаемым переходом температуры через 0 градусов в сторону отрицательных значений» даже сдвигают работы на более позднее время (с «Чистодором» — с 00.00 час. на 06.00 час., а с водой — с 05.00 час. на 11.00 час.). Но сдвигают как-то странно — не для всех. По их мнению, заморозки ударят только в ЗАО, САО, СЗАО и ЗелАО, в остальных же округах будет тепло, а значит, там надо поливать по прежнему плану. Северянинский мост, как известно, расположен в «теплом» Северо-Восточном округе столицы. В чем и убедились утром 20 октября следовавшие по нему автомобилисты.
И только не надо убеждать меня, что исполнители на местах должны жить своим умом и руководствоваться здравым смыслом. Здравый смысл дорожников в Москве загнан в жесточайшие регламенты и постановления городского правительства. Они даже пукнуть без разрешения мэрии не могут, и нарушение любой директивы центра немедленно оборачивается колоссальными штрафами как минимум и расторжением контрактов как максимум. Так что как бы не алкал ваш корреспондент (и, наверное, миллионы других автовладельцев) крови дорожных уборщиков, нужно признать, что и ГИБДД, и прокуратуре авторов «черной среды», на которую выпало 20 октября, надо искать совсем в других кабинетах.
Правда, весь опыт жизни в этой стране, как и многолетняя журналистская практика, подсказывают мне, что до тех кабинетов карающие длани отечественной правоохранительной системы отчего-то практически никогда не дотягиваются. Тем более что в этой истории крайнего, похоже, уже нашли…