Как сообщает «The Wall Street Journal», сайт одного из дилерских центров «Mercedes», расположенных в немецком Гамбурге, отныне предлагает клиентам не только самим сконфигурировать автомобиль, но и выбрать одно из 70 готовых исполнений интересующей их модели. Таким образом, покупатель может приобрести А-class, B-class, CLA и CLS Shooting Brake.
Цены от дилерских при этом не отличаются, тем не менее в офисе производителя полагают, что такой способ дистрибуции привлечет немало новых клиентов, для которых важен фактор времени, поскольку им не нужно ждать, пока их авто соберут и доставят к продавцу. То есть среднее время ожидания сокращается с полутора-двух месяцев до двух недель. Кроме того, в стоимость покупки изначально заложены расходы на лизинг, страхование и техническое обслуживание.
В «Daimler» считают, что это более чем удобно и что данный сервис в ближайшем будущем станет набирать обороты, поэтому в скором времени они собираются запустить аналогичный проект в Польше. А после этого, видимо, вплотную займутся Китаем, где продажи марки за последний год выросли чуть ли не вдвое.
Однако аналитики не столь оптимистичны. Крупные компании, которые уже занялись развитием подобных сервисов, через Интернет продают в лучшем случае 5% автомобилей. Несмотря на всевозможные бонусы и даже на снижение отпускной цены, клиенты, как правило, предпочитают действовать по старинке.
Dacia
Одной из первых компаний, которая начала развивать это направление, стала «Renault». Но тут стоит заметить, что рисковать репутацией родительского бренда французы не стали и вперед пропустили румынскую «Dacia». Пилотный проект был запущен на итальянском рынке осенью 2011 года. Причем сделано это было даже не ради привлечения новых пользователей, но для сокращения расходов на содержание дилерской сети.
Главное отличие французского варианта от немецкого — онлайн-магазин не привязан к конкретному дилеру. Клиента лишь обязывают выбрать авторизованный центр для доставки машины и окончательного расчета, а также для дальнейшего обслуживания.
PSA
Информация о том, что концерн PSA собирается взяться за полноценные интернет-продажи, появилась даже раньше, чем о том же объявили представители «Renault» и «Dacia», тем не менее первоначально речь шла о том, что в онлайн попадут машины не французского концерна, а авто, разработанные совместно с китайским «Changan Automobile Group Co.». Однако когда стало понятно, что дела у концерна идут далеко не лучшим образом, все свелось к созданию общей базы автомобилей, находящихся в наличии у французских дилеров. Иными словами, реализация полноценного интернет-проекта была отложена до лучших времен.
Пока же попытки «поработать с Интернетом» сводятся к различным промоакциям. В частности, в начале 2012 года, когда «Citroёn» только готовился к российскому запуску DS4, он предложил отечественным клиентам воспользоваться онлайн-предзаказом, который, впрочем, был открыт только на 60 автомобилей.
BMW
Адаптированный продажный интернет-сервис BMW запустила, когда начала собирать заказы на свой новый электромобиль i3. По сути, он же является единственный продуктом компании, который можно купить таким образом. Процесс происходит следующим образом: клиент конфигурирует автомобиль, отправляет запрос местному авторизованному продавцу, после получения подтверждения выбирает дополнительные опции (план обслуживания, страховка и т. д.) и определяется со способом оплаты. Заботы по дальнейшему оформлению берет на себя компания.
GM
Не так давно о готовности запустить онлайн-продажи объявили и в GM. Концерн представил соответствующую версию своего сайта, где клиент (из США, разумеется) может выбрать машину, узнать финальный ценник и заказать доставку. Это вполне современно, однако в данном случае стоит учитывать, что в США нет фиксированного налога — он меняется от штата к штату. Таким образом, многие покупатели, живущие в «дорогом» регионе, частенько отправляются в более дешевый и покупают там авто за меньшие деньги. Мало того, они «окучивают» не одного, а сразу двух-трех продавцов, «продавливая» дополнительный дисконт. С другой стороны, некоторое время назад производитель решил эту проблему с помощью специальной скидки, которая равна налогу штата, то есть клиент, заказавший машину онлайн где-нибудь в Нью-Йорке, платит за нее ровно столько же, сколько клиент из безналогового штата.
Тем не менее на повестке дня остается проблема дилеров. Американские законы малый и средний бизнес все-таки защищают, а развитие подобной практики, по мнению экспертов, будет постепенно убивать традиционные способы дистрибуции (виртуальные продажи не ведут к массовому увеличению армии покупателей, а просто «отгрызают» часть «реальных»), поэтому такая политика может быть признана попыткой оказать давление на дилеров. В частности, по этой причине «Tesla» до сих пор не разрешают широкомасштабный запуск такого сервиса, поскольку глава компании Элон Маск при описании своей концепции говорил о полном отказе от привычной дилерской сети.
АВТОВАЗ
Запущенный в феврале этого года проект АВТОВАЗ трудно назвать полноценным, поскольку реализован он по той же схеме, что и интернет-продажи у PSA: подбор авто и выбор дилера для доставки и окончательного оформления. Однако плюсы у программы все-таки есть. Во-первых, она позволяет заморозить цену. Во-вторых — специальные акции. В частности, вчера компания объявила о том, что купленные через Интернет авто до конца года будут стоить покупателю на 5 тысяч рублей меньше. Дисконт не самый большой, но для многих он может стать определяющим фактором.