Представители заводов тогда уклончиво молчали, конкретики избегали, обещаний не давали и обнадеживали мало. Беседу генерала с подрядчиками тягостно подсвечивала неприглядная угроза отдать оборонное производство загранице. «Халатный» министр Сердюков, мотивируя это профессиональной непригодностью ОПК, успел заказать французам два вертолетоносца типа «Мистраль», один из которых даже дотащили до верфи Санкт-Петербурга, купить партию защищенных от подрыва на мине Iveco LMV, переименовать их в «Рысь» и покатать на параде по Красной площади, а попутно пообещать офицерам пистолеты Beretta вместо ПМ. Но представители заводов не дрогнули, угрозу и министра Сердюкова стойко пережили и требовательному начальнику ГАБТУ МО мужественно не ответили ничего внятного. Но через день после встречи с уклончивыми партнерами по спасению Родины от угроз современности Министерство обороны объявило о работе над транспортом будущего: «С 2015 года новое семейство автомобилей многоцелевого назначения должно пойти на снабжение вооруженных сил». То есть мы все же беремся за MRAP, пусть и с опозданием в двадцать лет.
Военное дело обязательно содержит тайну и не должно быть достаточно ясным для самих себя и своей страны, иначе внятную истину нечаянно постигнут еще и враги. Поэтому помеченное тем же днем сообщение генерала Шевченко — «неделю назад было принято решение о создании нового автомобиля» — надо воспринимать как операцию прикрытия, иначе трудно понять, почему заводчан сразу построили перед начальником и не только требовательно спрашивали о достигнутых за семь дней успехах, но и критиковали представленные образцы. Хотя если ни одна из машин не понравилась, отчасти это объясняется сроком исполнения — от приказа до ходового образца прошла всего неделя.
Миновал год, до поставок многоцелевых автомобилей в войска осталось еще два, но внезапно РИА «Новости» озарилось сообщением: «До конца 2013 года в подразделения специального назначения Южного военного округа (ЮВО), дислоцированные в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, ожидается поступление около 60 единиц новейших автомобилей КамАЗ (КамАЗ-63968) семейства „Тайфун“. Значит, свой MRAP мы все же создали, прошли приемку и развернули производство. Это тот самый „Тайфун“, по поводу которого извивались телом и кривили душой представители КамАЗа. Причем „Тайфун“ — это не машина, а проект перспективного боевого транспортного средства, и над ним трудится еще и завод УралАЗ, создавший свою версию капотной компоновки Урал-63099.
КамАЗ-63968 обнадеживает: „На машине установлена комбинированная защита из керамической брони, под которой находится броневая сталь, что обеспечивает круговую защиту от обстрела бронебойно-зажигательными пулями, 'Тайфун“ выдерживает подрыв взрывного устройства эквивалентом 8 килограммов тротила под любым колесом и в любом месте под днищем. „Тайфун“ имеет оригинальное шасси производства КамАЗ, отечественный двигатель на 450 л. с., АКПП и автоматическую блокировку дифференциалов. Шины со специальными вставками, отводящими взрывную волну, имеют автоматическую подкачку. И в кабине, и в бронированном модуле установлен кондиционер».
Такой же стойкий получается и «Тайфун» Урал-63099. Он держит те же 8 кг взрывчатки под колесом. А еще потихоньку налаживается выпуск Тигра-6А, то есть защищенного по шестому классу (по ГОСТу это максимальный уровень).
Но на прошлой неделе главком на расширенном заседании коллегии Министерства обороны нарисовал нам иной список угроз и готовность к их отражению. Он пугал мир 40 новейшими баллистическими ракетами, обещал два атомных ракетоносца, 210 самолетов и вертолетов и 200 неизвестно каких танков, огорчившись, что вся эта громада добавит новизны в войска лишь на 30%. Учитывая, что межконтинентальных баллистических ракет у нас много даже старых, а MRAP нет ни одного, в этой теме мы опоздали на десятилетия, снаружи мы не нужны вообще никому и воевать будем на минных полях Родины, правильней было бы вместо ракет ассигнования пустить на проект «Тайфун». Но главком прошел мимо темы и приступил к награждениям. Зато поднятая им волна все же обнаружила перспективную истину: свой MRAP мы потихоньку доделываем и скоро начнем его использовать. Значит, кто-то выживет…