Слово «освоение» в данном контексте подразумевает отнюдь не трату рублей на создание чего-то полезного, а именно «освоение» – плавное и абсолютно законное преобразование бюджетного добра в чье-то благосостояние конкретных организаций и их сотрудников. А наталкивают на подобные мысли все новые и новые штришки, которыми власть имущие «пиджаки» невольно рисуют нам «Кортеж». «То, что мне удалось увидеть, внушает определенный оптимизм. Разработки интересные», — заявил в интервью РИА Новости управляющий делами президента РФ Владимир Кожин. Немного подумал и решил оговориться: «Будет хорошая машина— будем ее заказывать». А если не будет – не будут заказывать. Все логично: дураков управлять делами президента не берут!
Другими словами, все всем понятно: в то, что в результате «кортежных фокусов» получится продукт, которых можно будет назвать хотя бы «хорошей машиной» любому здравомыслящему человеку верится с большим трудом. Ведь в нашей стране «на уровне» удается что-то соорудить лишь тогда, когда это «что-то» должно стрелять, взрываться или доставлять личный состав под пули потенциального противника. Если хотим что-то сделать «для людей» обязательно приходится звать иностранцев. Когда-то FIAT родившил на радость трудящимся СССР «Жигули», а первый «Москвич» собрали из отобранных у немецко-фашистских захватчиков запчастей для Opel Kadett K38. Теперь же буржуазные автомобилестроители понастроили своих производств в России и штампуют тут для нас свои «иномарки».
Посконно-отечественный опыт легкового автопрома сводится, по большому счету к бронетанковым УАЗ 469, серпуховской «инвалидке» СМЗ С-3Д, переродившейся со временем в инструмент для самоубийства по имени «Ока» и в гордость советского автопрома – «правительственные» ЗиЛы и «Чайки». Впрочем, последние правильнее было бы отнести к категории «продукция эксклюзивного тюнинг-ателье»…
Но это совершенно не смущает рулевых отечественно автопрома, щедрой рукой направляющих не свои (бюджетные же!) деньги в «Кортеж». Поначалу, около года назад, как мы помним, речь шла о бюджете всего этого мероприятия в объеме 18 млрд рублей. Причем из них лишь 12 должно было заплатить государство. Остальные 6 млрд планировалось вытрясти из неких частных инвесторв.
Но уже в конце октября этого года вице-премьер Аркадий Дворкович оценил затраты на «Кортеж» уже не в 18, а в 22-24 миллиарда рублей, спрогнозировав, что на уровень окупаемости он выйдет не ранее чем через 10-12 лет! Тогда же он поведал, что на «укрепление исследовательской и производственной базы ФГУП «НАМИ» (официально назначенного разработчика «Кортежа») и проведение НИОКР» из федерального бюджета предусмотрено выделение порядка 11-12 миллиардов рублей в ближайшие три года! Фактически, это означает, что федеральный бюджет оплатит попытку подтянуть НАМИ до уровня среднестатистического проектно-конструкторского подразделения какой-нибудь «Toyota» или «Hyundai». Но даже за такие деньги не купишь культуры проектирования и десятилетия конструкторского опыта, имеющихся у той же BMW или «Volkswagen». Это к вопросу о кондициях будущего «русского премиального авто» и возможной стоимости его разработки.
А ведь еще потребуется создавать и производственные мощности! Скорее всего, конечно, для этой цели попытаются использовать промплощадки, скажем, того же Горьковского автозавода. Причем, за его же счет – видимо именно что-то подобное подразумевают чиновники, когда вскользь поминают неких «частных инвесторов». В таком случае будущий «Кортеж» наверняка будет обладать всеми современными атрибутами премиальности. Как легендарная «Волга» или еще какой-нибудь броневик типа пресловутого «Тигра»…