И в первую очередь из-за монополизации рынка федеральными диспетчерскими службами, привлекающими к работе «бомбил». По словам председателя профсоюза таксистов Юрия Фомина, это делается для того, чтобы удерживать низкие тарифы.
— В результате это приводит к «деградации» профессии таксиста и уходу из нее профессионалов. На сегодняшний день до 80 процентов перевозок эконом- и бизнес-класса осуществляется через федеральные диспетчерские службы, которые привлекают «подработчиков» — тех водителей, которые хотят подзаработать без отрыва от основной работы. Под них подстраивается ценовая политика, цены падают. Водителей, для которых работа в такси является единственной, существующие тарифы не устраивают. Поэтому они вынуждены уходить. У «подработчиков» нет мотивации регистрироваться, получать разрешения на перевозку и платить налоги. В результате в проигрыше оказываются и профессиональные таксисты, и пассажиры, которые рискуют, садясь в автомобиль не известно к кому. Был случай, когда за одну ночь случилось сразу несколько аварий с участием непрофессиональных таксистов. Погибли три человека, еще два попали в больницу. В двух случаях водители тупо не заметили работающую снегоуборочную технику. Виной, видимо, стали усталость и снижение внимания от длительной переработки.
По словам председателя Межрегионального транспортного профсоюза Романа Круглова, ситуация связана с существующей тарифной политикой, а минимальные цены приводят к вымыванию профессионалов, невозможности содержать медицинские и технические пункты и так далее. Но прежде чем браться за регулирование тарифов, необходимо определиться с контролем за таксистами, которого в российской провинции фактически нет. Например, в министерстве транспорта Нижегородской области трудятся всего два человека, которые должны контролировать исполнение закона о такси. В местном ГИБДД так же не хватает сотрудников.
Увы, эксперты считают, что всему виной Федеральный закон «О такси». Вообще, эту социальную категорию населения никто не любит: банки часто отказывают в кредитах, а страховщики повышают коэффициенты на КАСКО.
— Как частное лицо полис КАСКО я могу оформить за 35 000 руб., а как таксисту мне это будет стоить уже 150 000, — возмущается таксист Сергей Крайнов.
Так же таксисты жалуются на разобщенность в своих рядах. Хотя достаточно провести забастовку и не выйти на линии — любой диспетчер будет вынужден пойти на уступки. Но если возмущается один таксист, толку от этого нет. Ему скажут: «уходи», и на его место придут те же «подработчики».
В «нижегородском Бирюлево» — в Арзамасе, где правоохранители пытаются пресекать национальные столкновения, была проведена профилактическая операция «Таксист», которая «блокировала» работу нелегальных извозчиков. Достаточно было поймать всего двух из них, как все остальные ушли с линий.
Тем временем, администрация службы заказа такси «Везет» сделала смс-рассылку всем сотрудничающим с ней водителям с текстом «За отбои можете мочить заговорщиков. Администрация».