Составители данного документа исследовали наиболее распространенные причины смертности соотечественников на дорогах страны. В результате выяснилось: с каждым годом растет количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Что удивительным образом не стыкуется с установками текущего «великого кормчего» России. По плану, согласно которому у нас «все идет», в 2013 году показатель смертности при ДТП в пересчете на условные 100 000 человек населения должен находиться на уровне 12,6%. В реальности за девять месяцев 2013 года этот показатель уже превысил 13,3%.
«На повышение смертности влияют увеличение тяжести аварий, качество дорожного покрытия, нарушение правил дорожного движения, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения», — цитируют документ разномастные СМИ.
В общем — все плохо. Плохо, но, с другой стороны, удивительно. Ведь официальная статистика ГИБДД свидетельствует строго об обратном. Сейчас уже опубликованы данные за 11 месяцев этого года, однако для чистоты сравнения давайте поглядим полицейские данные за девять месяцев 2013-го. А там все хорошо: погибло без малого 19 000 человек — на 7% меньше (!), чем в предыдущем году. А за 11 месяцев, кстати, уже отправились к праотцам 24 300 — на 6% меньше, нежели за аналогичный период 2012 года. То есть получается, что люди вроде бы пользуются услугами одной и той же барышни — статистики, оперируют, надо полагать, одними и теми же исходными данными, а результаты у них получаются с противоположными знаками. Интересно: кто где врет, или, выражаясь политкорректно, «допускает недопустимые допущения»?
Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Я, пожалуй, изложу резоны обоих авторских коллективов, проявивших себя на ниве жонглирования статданными, а читатель пусть сам делает выводы. Итак, с ГИБДД все понятно и прозрачно. Милиция, переодетая сейчас в форму полиции, всегда стояла на статистике. Именно по процентам роста хороших показателей и падения неприятных цифирей в ведомственной статистической отчетности судило и судит сейчас начальство о работе того или иного подразделения. Поэтому ГИБДД всячески стремится к тому, чтобы количество ДТП (а также число раненых и погибших при этом) неуклонно падало из года в год. Чтобы глава ведомства всегда мог отчитаться перед министром внутренних дел: мол, исключительно благодаря нашим непрестанным усилиям безопасность на дорогах неуклонно растет, цветет и пахнет.
А составители доклада президенту скорее всего держали в голове какую-то иную идею. Например, ФЦП «Безопасность дорожного движения на 2013–2020 годы» благодаря «бюджетному маневру» правительства России была сокращена с 100 млрд. рублей, запрошенных заинтересованными ведомствами, до 32 млрд. Причем в обеих ее редакциях деньги предполагалось и предполагается тратить не на непосредственное улучшение обстановки на дорогах, а преимущественно на разработку каких-то программ, создание всевозможных новых центров, организацию маловразумительных пропагандистских мероприятий и тому подобное.
Все это — вместо, например, массового, а не точечного обустройства пешеходных переходов на трассах, освещения опасных участков, сооружения отбойников между встречными потоками и прочих конкретных мер по спасению конкретных жизней на дорогах.
Так вот, не исключено, что правительственные составители доклада президенту преследуют в том числе и цель выбить таким своеобразным путем увеличение расходов бюджета на секвестированную ФЦП. Мол, погляди, любимый руководитель, какой ужасный ужас творится на дороге! Ну никак не можем мы твои указы выполнить — подкинь еще денежек, а?!
Такая вот полезная наука — статистика!