Согласно опубликованным на официальном сайте ГИБДД сообщениям, где содержится отчет о результатах обработки голосов респондентов, всего в мероприятии приняли участие порядка 8,5 тысячи человек. Большинство участников, а именно 3033 человека (35%), считают, что дорожная культура в России осталась на том же уровне, что и в прошлом году. Заметно меньше опрошенных — 2313 человек (27%) — считают, что уровень культуры значительно упал. Примерно такое же число респондентов — 2006 участников (23%) — заметили небольшое улучшение в этом вопросе. Около 800 голосовавших (9%), напротив, увидели небольшое ухудшение уровня «культурки», а меньшинство — 484 человека (6%) — заявили, что этот уровень стал значительно выше.
Разброс в ответах респондентов организаторы опроса объясняют тем, что разные люди пользуются различными критериями определения уровня культуры. Оценки могут зависеть от того, например, всегда ли сам опрашиваемый водитель использует сигнал поворота, пропускает пешеходов, благодарит соседей по потоку включением аварийной сигнализации и т.п. То же относится и к пешеходам: всегда ли они переходят дорогу по правилам, благодарят водителей за вежливое обращение, помогают менее мобильным гражданам пересекать проезжую часть.
Тут невозможно не обратить внимания еще на один нюанс. Назовем его «географические особенности местного водительского менталитета». Чтобы проиллюстрировать эту мысль, приескажу, что есть у меня знакомый, живет в славном городе Волгограде. Есть у него машина, но приезжает в Москву он исключительно общественным транспортом. Даже в случае, когда это гораздо удобней было бы сделать с помощью своих «колес». «Я вашего московского движения боюсь», — честно признается он. А я, как житель столицы, откровенно побаиваюсь движения по-волгоградски. Верней, не самого движения, а стиля вождения местных водителей, то есть фактически того самого менталитета. А еще я опасаюсь движения по-курски, по-астрахански, по-пензенски, по-краснодарски и т.п. Поверь, читатель, это не снобизм столичного писаки, я искренне люблю и уважаю сограждан, сидящих за рулем! Это в подавляющем большинстве своем милые и отзывчивые люди. Но то, как у нас ездят в глубинке, столичному жителю разрушает мозг капитально! Возьмем для примера тот же Волгоград. Вот одна из главных артерий города — проспект Ленина. Три полосы движения в каждую сторону. Крайние правые, как водится, заставлены припаркованными машинами. Машины бодренько идут со скоростью 50–70 км/ч, но плотненько так. В аналогичных условиях в той же «москальщине» поток идет ровно, большая часть авто просто едет по дороге параллельно друг другу. Все. Да, периодически это спокойствие обязательно нарушается метанием по рядам какого-нибудь торопыги на бюджетной иномарке или «летчиком» на «Приоре». В остальном все прогнозируемо и спокойно.
В Волгограде в точно таких же условиях все совершенно иначе. Столичный водитель, попав сюда, в первый момент вообще не понимает, что происходит. Маршрутка, крадущаяся ровно посередине свободной проезжей части, по здешним меркам совершенно нормально: так же гораздо удобней пассажиров высматривать на обочинах!
Поголовно все легковушки постоянно и непрогнозируемо меняют полосу движения. Такое впечатление, будто всем окружающим тебя водителям постоянно мерещится, что именно соседний ряд едет гораздо быстрее и туда нужно срочно вклиниться. Разумеется, без включения «поворотников». В результате в потоке происходит постоянное броуновское движение машин, все всех постоянно подрезают, обгоняют, выдавливают и мельтешат всеми известными в природе способами. Как-то этой весной занесло меня в компании пары коллег в Волгоград на тестируемой машине. То есть в салоне одного авто оказались сразу три профессиональных водителя, привыкших к напряженному, но по большей части логичному поведению окружающих на дороге. Поэтому со стороны, наверное, было очень забавно слушать хоровые нецензурные вопли в нашем салоне все то время, пока волгоградские водители так и норовили учинить ДТП с нашим участием. Ведь наша машина пыталась ехать не по местным понятиям — прямо и спокойно в потоке непрерывно «вышивающих» машин!
Окажись в тот момент под рукой гибэдэдэшная интернет-голосовалка, я и оба моих коллеги немедленно присоединились бы к группе, высказавшейся за пункт резко упавшей культуры. А наши тогдашние соседи по потоку скорее всего присоединились бы к большинству, считающему, что все осталось по-прежнему. Так что «культурка» и в этой области понятие ну очень относительное.