7660

Авторынок-2013: Россия падает, Европа растет

В Старом Свете подвели предварительные итоги прошлого года
Наши надежды стать лидерами европейского авторынка, похоже, растаяли окончательно – как свидетельствуют первые отчеты о продажах, Россия хоть и удержала за собой вторую позицию, но при этом потеряла 6% клиентов…
Поделиться
Изображение Авторынок-2013: Россия падает, Европа растет

Если чуть больше года назад большинство работающих в нашей стране автомобильных менеджеров наперебой твердили о 3-миллионном пороге, сегодня о таких результатах остается лишь мечтать. Как сообщило агентство «Автостат», в прошлом году в России было продано 2,59 миллиона автомобилей (минус 6%). Для сравнения, занимающая первую строчку Германия в этот раз едва не дотянула до 3 миллионов машин (2,95миллиона единиц – минус 4,2%). Тем не менее, аналитики компании VDA полагают, что 2014 год сложится для немцев удачнее. По их прогнозам, спрос на новые авто в стране увеличится примерно на 5%, и рынок сможет снова выйти за 3-миллионный рубеж.

В нашей стране роста продаж пока не предвидится. Аналитики оценивают перспективы, как довольно скромные, поэтому не исключено, что падать российский авторынок продолжит и в 2014-м. Таким образом, мы имеем все шансы уступить вторую строчку в рейтинге Великобритании, которая закончила год с результатом 2,26 миллиона. При этом, положительная динамика на Туманном Альбионе наблюдается на протяжении последних 22 месяцев.

Что же касается европейского рынка в целом, то он, похоже, начал выкарабкиваться из ямы. По данным компании «LMC Automotive», общее падение спроса в регионе в 2013 году снизилось до 1,9%, но, несмотря на то, что прошлый год оказался худшим за последнюю четверть века, ноябрь и декабрь оказались далеко не самыми ужасными.

Все это позволяет аналитикам надеяться, что новый, 2014 год основные рынки Западной Европы закончат в плюсе. Отчасти об этом можно судить по росту, начавшемуся на традиционно слабых площадках – Португалия (11,1%) и Испания (3,3%). Определенные сдвиги произошли и на итальянском рынке. С показателем в 1,3 миллиона он пока располагается на пятой позиции, вслед за Финляндией. Однако отчеты показали, что в декабре спрос на новые авто на Апеннинах вырос впервые с августа 2011 года, так что ко второй половине 2014 года рост спроса тут может стать постоянным.

В любом случае, эксперты предполагают, что продажи новых машин в Европе в новом году увеличатся на 2,5-3%. Но главным трендом 2014-го по версии «Barclays Capital» станет не рост, а новый виток ценового противостояния. Многие продавцы в конце прошлого года стали продавать машины с дисконтом в 17-22%. Самые серьезные скидки при этом предоставляли наиболее нестабильные игроки, такие как «Peugeot», «Citroёn», «Opel», «Ford» и «Renault», корейские марки ограничились 15-роцентным снижением цен, меньше же всего «подвинулся» VW… Тем не менее, очевидно, что остро нуждающиеся в увеличении спроса и рентабельности производственных мощностей компании в новом году станут дополнительно стимулировать клиентов, в том числе и привлекательными ценниками.

О России в этом плане никто, разумеется, не сказал ни слова. По мнению директора по продажам «Ford Europe» Роланда де Ваарда, в 2014-м европейские клиенты смогут увидеть «более здоровый уровень цен». Таким образом он подтвердил, что «перегретыми» долгое время являлись даже наиболее рентабельные площадки. Российский же рынок по разным оценкам переоценен примерно на 20-25%, иными словами, производители без какого-либо серьезного для себя ущерба могут скинуть цены минимум на четверть. Однако, в настоящий момент эта проблема решается исключительно за счет дилерской маржи.

Существенная коррекция ценовой политики в России, также упирается и в практику получения крупным ритейлом прав на дилерство. Большие центры, построенные по корпоративным стандартам, окупаются лишь в крупных городах. Но даже несмотря на это, данный сектор российского потребительского рынка остается сильно перекредитованным. Развиваться же в небольших населенных пунктах в такой ситуации просто не выгодно, хотя в городах с численностью жителей до 100 тысяч человек они теряют около 20% потенциальных клиентов. Впрочем, к европейскому авторынку это отношения уже не имеет. Будущий год мы, очевидно, закончим с похожим показателем, во всяком случае, никаких серьезных предпосылок к улучшению ситуации и к началу роста, как не было, так и нет.