Госавтоинспекция МВД России в последнее время с прямо-таки неправоохранительным энтузиазмом (по крайней мере с виду) выспрашивает мнение интернет-общественности по тем или иным околодорожным вопросам. По окончании всероссийского новогоднего загула на сайте ведомства были опубликованы результаты очередного такого опроса.
Посетители сайта отвечали на вопрос: «Какие темы и проблемы в области безопасности дорожного движения вы считаете наиболее актуальными на сегодняшний день, на которые следует обратить особое внимание в наступающем году?» Всего в опросе поучаствовало более 24 000 человек.
Большинство — 7300 человек — ответили, что культура поведения участников дорожного движения является самой важной проблемой наступившего года, которой необходимо уделить наибольшее внимание. На второе место по важности опрошенные поставили проблему управления автомобилем в состоянии опьянения. За нее проголосовали более 5200 человек. Вопросы детской безопасности на дороге считают наиболее приоритетными более 3000 участников исследования.
Остальные голоса распределились в следующем порядке. Выезд на полосу встречного движения признают наиболее важной проблемой 2600 опрошенных. Превышение скорости отмечено более чем в 2300 ответов, безопасность пешеходов — в 2200, своевременное оказание первой помощи пострадавшим в ДТП считают самым важным 1800 участников.
Напомним, что в конце года ушедшего ГИБДД уже опрашивала аналогичным образом посетителей своего официального сайта. Тогда вопрос звучал следующим образом: «Как изменился уровень культуры участников дорожного движения в России за этот год?» Тогда в исследовании поучаствовало порядка 8500 человек. Большинство участников, а именно 3033 человека (35%), считают, что дорожная культура в России осталась на том же уровне, что и в прошлом году. Заметно меньше опрошенных — 2313 человека (27%) — считают, что уровень культуры значительно упал. Примерно такое же число респондентов — 2006 участника (23%) — заметили небольшое улучшение в этом вопросе. Около 800 голосовавших (9%), напротив, увидели небольшое ухудшение уровня «культурки», а меньшинство — 484 (6%) — заявили, что этот уровень стал значительно выше.
Разброс в предновогодних ответах респондентов организаторы опроса объясняли тем, что разные люди пользуются различными критериями определения уровня культуры. Оценки могут зависеть от того, например, всегда ли сам опрашиваемый водитель использует сигнал поворота, пропускает пешеходов, благодарит соседей по потоку включением аварийной сигнализации и т.п. То же относится и к пешеходам: всегда ли они переходят дорогу по правилам, благодарят водителей за вежливое обращение, помогают менее мобильным гражданам пересекать проезжую часть.
Опираясь на результаты своего последнего опроса, ГИБДД пообещала в 2014 году в первую очередь заняться проблемой низкого уровня культуры на дорогах. Цель, без шуток, самая что ни на есть похвальная. Но, по совести говоря, непонятно каким образом достижимая. В качестве иллюстрации приведу эпизод из относительно недавнего личного опыта. Есть у меня знакомый, живет он в получившем после недавних терактов печальную известность городе Волгограде. Машина у приятеля имеется, но приезжает в Москву он исключительно общественным транспортом. Даже в случае, когда это гораздо удобней было бы сделать с помощью своих «колес». «Я вашего московского движения боюсь», — честно признается он.
А я, как житель столицы, откровенно побаиваюсь движения по-волгоградски. Вернее, не самого движения, а стиля вождения местных водителей, то есть фактически того самого менталитета. Еще я опасаюсь движения по-курски, по-астрахански, по-пензенски, по-краснодарски и т.п. Поверь, читатель, это не снобизм столичного писаки, я искренне люблю и уважаю сограждан, сидящих за рулем! Они в подавляющем своем большинстве милые и отзывчивые люди! Но то, как у нас ездят в глубинке, столичному жителю разрушает мозг капитально! Возьмем для примера тот же Волгоград. Вот одна из главных артерий города — проспект Ленина. Три полосы движения в каждую сторону. Крайние правые, как водится, заставлены припаркованными машинами. Машины бодренько идут со скоростью 50–70 км/ч, но плотненько так. В аналогичных условиях в той же «москальщине» поток идет ровно, большая часть авто просто едет по дороге параллельно друг другу. Все. Да, периодически это спокойствие обязательно нарушает метанием по рядам какой-нибудь торопыга на бюджетной иномарке или «летчик» на «Приоре». В остальном все прогнозируемо и спокойно.
В Волгограде в точно таких же условиях все совершенно иначе. Столичный водитель, попав сюда, в первый момент вообще не понимает, что происходит. Маршрутка, крадущаяся ровно посередине свободной проезжей части, по здешним меркам — совершенно нормальное явление: так же гораздо удобней пассажиров высматривать на обочинах! Поголовно все легковушки постоянно и непрогнозируемо меняют полосу движения. Такое впечатление, что всем окружающим тебя водителям постоянно мерещится, что именно соседний ряд едет гораздо быстрее, и туда нужно срочно вклиниться. Разумеется, без включения поворотников.
В результате в потоке происходит постоянное броуновское движение машин, все всех постоянно подрезают, обгоняют, «выдавливают» и мельтешат всеми известными в природе способами. Как-то этой весной занесло меня в компании пары коллег в Волгоград на тестируемой машине. То есть в салоне одного авто оказались сразу три профессиональных водителя, привыкших к напряженному, но, по большей части, логичному поведению окружающих на дороге. Поэтому со стороны, наверное, было бы очень забавно слушать хоровые нецензурные вопли из нашего салона все то время, пока волгоградские водители так и норовили учинить ДТП с нашим участием. Ведь наша машина пыталась ехать «не по местным понятиям» — прямо и спокойно в потоке непрерывно «вышивающих» машин!
Вот как, скажите, пожалуйста, «прививать культуру вождения» людям, которые ездят в таком вот «провинциальном стиле»?! Боюсь, что если «прививка» будет состоять лишь в столь любимых дорожными полицейскими профилактических мероприятиях, толку от этого не будет никакого. Просто потому, что подобная «профилактика» выливается в не обремененные практическим смыслом «слеты» каких-нибудь юных помощников полиции да в парочку местных полицейских «флешмобов», когда гайцы раз в году проводят душеспасительные беседы со случайно остановленными на дороге и потому обалдевающими от такого обращения водилами.
Нет, на самом деле совершенно непонятно: каким образом полицейские будут внедрять «культутрку» в широкие массы хамоватых российских водителей? Не будет же в самом деле весь инспекторский состав ГИБДД того же Волгограда сутками колесить по городским улицам, отлавливая и воспитывая броуновски мельтешащих по проезжей части аборигенов!