На этот раз мне со спутником предстоял небольшой марш-бросок из Москвы в славный город Сердобск, что на границе Пензенской и Саратовской областей. Имеющиеся здесь связи позволяли запастись на зиму вкуснейшими и, главное, экологически чистыми картошечкой-морковкой-капусткой. При чем по смешным для столицы ценам.
Напомню, что во время нашего первого вояжа на FIAT в Абхазию, по настоящему серьезных претензий к автомобилю не возникло. Так — некоторые мелочи, большая часть из которых была рождена в Нижнем, где происходит укомплектование корпуса автомобиля панелями, сиденьями, перегородками, встроенной техникой. Они досаждали не слишком сильно и не мешали нам насладиться поездкой по хорошим дорогам. Теперь же мы хотели попробовать Ducato на дорогах поплоше, а также понять, как меняется поведении авто с ростом загрузки грузового отсека.
Для того мы выбрали маршрут Москва-Пенза–Сердобск-Тамбов-Москва. За исключением двух участков, почти половина пути проходит по дорогам местного значения — узким, асфальтированным (или почти асфальтированным), покрытых жирнючим черноземом от уборочных комбайнов и тракторов дорогам, по которым приходится ездить жителям провинциальной, а не столичной России. С полным отсутствием освещения, с брошенными на обочинах тракторными прицепами и уныло бредущими в ночи жителями деревень.
Забегая вперед, не могу умолчать о чудовищной с нашей точки зрения несправедливости, что была замечена нами на дорогах области в районе городка Тамала. Для строительства новенького элеватора самосвалами возили щебень из соседней области. Идея рабочая. Вот только абсолютно не ясно, как пензенская автоинспекция могла выдать разрешение на такие перевозки по дорогам общего пользования сорокатонными (по словам заправщиков местной АЗС) самосвалами?
Может быть, все было и не так, но то, что стало с асфальтовым покрытием и самой дорогой на тридцатикилометровом участке — походит теперь на испытательный танковый полигон. Представьте себе колеи глубиной до 30 сантиметров, а между ними выдавленный какими-то монстрами-пришельцами такой же высоты бруствер. В некоторых местах это переходит в бесконечную череду куполов растрескавшегося как такыр асфальта. Картина настолько феерическая и скорее подходящая для районов Крайнего Севера с его мерзлотными вздутиями, а не для пензенской глубинки, что два журналиста просто-напросто забыли остановиться и отснять этот ужас.
Мы были так заняты проводкой Ducato по подобию дороги, что выражение «вспотеть за рулем» приобрело для нас прямой, а не переносный смысл. В завершение надо добавить, что немногочисленные встречные и попутные автомобили передвигались не по «шоссе», а по проложенным прямо по пашне «дублерам», причем с явно большей, чем мы скоростью и комфортом.
А вокруг нас чередовались поля неубранного подсолнечника, кукурузы, свеклы. И это в начале ноября! Правда объяснение оказалось простое — до наступления заморозков урожай не взять, техника по чернозему не идет, да и сам чернозем люди не хотят месить колесами тракторов и автомашин. Вот так и встретились на одной дороге сельская рачительность и городской пофигизм.
Так вот на всех пройденных нами дорогах FIAT и на этот раз показал себя молодцом. Подвеска исправно отрабатывала все возможные неровности дорожного покрытия, двигатель уверенно тянул от первой до шестой передачи, тормоза добросовестно тормозили, все так же поскрипывали и постукивали панели кузова, обшивка, все было и так и не так. Во-первых, изменился общий шумовой фон движения и выбег автомобиля. Замена летней резины на шипованную не только увеличила сопротивление качению, но и ощутимо увеличила расход топлива — почти на литр на сто километров. Конечно, с другими покрышками, типом или видом шипов эта цифра может измениться как в ту, так и в иную сторону. Главное, полезли мелочи, на которые мы не обращали внимания, когда ездили на этом фургоне на дальняк в первый раз.
Стала раздражить тонировка стекол пассажирского салона. Если в яркую солнечную погоду это не бросалось в глаза, то серая ноябрьская хмарь заставила вспомнить про боязнь замкнутого пространства. Салон скомпонован таким образом, что его пассажиры размещаются ниже, чем расположены кресла водителя. Подголовники сидений кабины, рассчитанные на трех человек, и вовсе загораживают видимость и доступ света через лобовое стекло. Получается, что пассажиры салона сидят в «яме» и не получают зрительной информации о картинке за бортом. Единственное, что им остается, это или спать, или разговаривать до одури. Нельзя не отметить, что несмотря на увеличившиеся аэродинамические шумы, пассажиры салона и водитель по-прежнему могут достаточно свободно общаться друг с другом.
В условиях увеличения разницы температуры воздуха и почвы, стало труднее избавиться от запотевания боковых стекол кабины. И наконец, вылезли холодные сквозняки, не заметные ранней осенью. При выключенном вентиляторе и при его работе на начальных режимах стала ощутимо мерзнуть левая нога. Приходилось или увеличивать скорость вентилятора или переводить потоки воздуха со стекол на ноги. Перестал сдвигаться передний диван пассажирского салона. Это привело к тому, что водительское кресло в отодвинутом состоянии уперлось в него и водителю ростом под 190 см стало не комфортно за рулем.
Продираясь по изуродованной дороге, мы пару раз цепанули днищем и защитой двигателя по циклопическим колеям и буграм. Каково было мое изумление, когда, заглянув под днище автомобиля, я не увидел защиты бензобака. А ведь он расположен прямо за двигателем, рядом с «соплей» глушителя. Конечно, это не критично, если Ducato не покидает городской черты, но если на таком кемпере забраться чуть дальше чем мы, то риск повредить герметичность бензобака возрастает многократно, а отсюда уже совсем рядом и до возможности возгорания авто.
Правда, для меня почти все недостатки компенсировались удобством вождения этого FIAT. На такие автомобили сажают наемных водителей. Да и сами автомобили выступают либо как развозные фургоны, либо как микроавтобусы. Поэтому и двигатель и подвеска должны сносить любые издевательства над собой. А раз так, то допустимы скрипы, стуки и многое другое. Но груз надо доставить адресату, поэтому требования к управлению остаются высочайшие. Как же хорошо рулится Ducato!
Стоит только привыкнуть к габаритам автобуса, и вы сможете залезть на нем в любую щель на парковке, прижать передним бампером сигаретную пачку к стене гаража и не сломать ее или развернуться на восьми метровом пятачке в два приема. В общем, если за рулем вы сидите над передней осью автомобиля, то это дает вам массу преимуществ и удовольствия от вождения. Но, пожалуйста, не пытайтесь это сделать, пока вы не привыкли к длине вашего Ducato настолько, что вам не нужна подсказки парковщика сколько метров осталось до капота стоящей сзади вас соседской машины.
Столь же уверенно автобус держится за дорогу, причем не важно, что под колесами: асфальт, гравий, микст или голый лед. Траектория движения выдерживается как на седанах семейного класса, автомобиль не рыскает на дороге, не срывается с полосы движения на неровностях, мгновенно перестраивается из ряда в ряд без намека на опасные крены или раскачивание кузова. В общем, все так, как и должно быть в автомобиле, который делается для нормальных людей. Причем подвеска рассчитана таким образом, что закинутые в багажный отсек три сотни килограммов груза только улучшили управление автомобилем. Появилась ощутимая солидность и уверенность в поведении Ducato на дороге, что совсем не лишне на наших дорогах. В общем, и второе свидание с продукцией итальянских инженеров оставило благостное ощущение от времени, затраченного на поездку. А как же с заготовками овощей, спросите вы? Да более, чем удачно! Вкуснейшей картошкой семьи ваших корреспондентов обеспечены как минимум до весны. И всего по 20 рублей за килограмм…