Детройт – признанная автомобильная столица США, сами Штаты долгое время считались крупнейшим и наиболее лакомым рынком на планете, поэтому в том, что NAIAS многие считали самым важным мировым автосалоном не было ничего сверхъестественного. Однако, об этом теперь приходится говорить исключительно в прошедшем времени.
Первая причина – сам Детройт. В середине прошлого века город пережил производственный расцвет. Именно здесь располагались штаб-квартиры GM, «Ford» и «Chrysler», именно здесь «большая американская тройка» налаживала массовую сборку автомобилей и поэтому всеми правдами и неправдами затаскивала в Мичиган рабочих со всей страны. Тогда все было замечательно – город рос и богател, а численность его населения выросла почти до 2 миллионов. А потом были два топливных кризиса, пришествие японцев с европейцами и урезание расходов. Старые заводы частично закрыли, частично перевезли в менее дорогие штаты, а Детройт, в свою очередь, начал постепенно умирать. Дошло до того, что летом прошлого года власти Мичигана запустили процедуру банкротства, и в декабре администрация официально была признана неплатежеспособной.
На сегодняшний день в городе пустуют десятки тысяч домов, так как его жители при первой же возможности стараются переехать (численность населения за последние 60 лет сократилась в 2,5 раза, до 700 с небольшим тысяч человек), те, кому некуда ехать, в основном живут на пособия (иногда без работы сидят целые районы)... Налоги платить попросту некому, притом, социальные расходы (в том числе и на содержание полиции, так как уровень преступности в Детройте зашкаливает) выросли на несколько порядков.
Вторая причина падения NAIAS – усиление других региональных автосалонов. То же апрельское моторошоу в Нью-Йорке уже в 2012-м составило ему серьезнейшую конкуренцию. Тогда выставку посетили более миллиона человек, в Детройт же доехало около 800 тысяч. Да и официальных мировых премьер там было примерно столько же – около сорока. Мало того, большинство тех машин, что были показаны в «большом яблоке», были именно премьерными, а не концептуальными разработками, на кои обычно приходится примерно половина детройтской экспозиции.
В группу ближайших преследователей стоит добавить и Лос-Анджелес. Он случается осенью. То есть тогда, когда большинство производителей начинает выпуск машин нового модельного года. Формально, этот автосалон тоже является выставкой, ориентированной на внутренний рынок, однако за последние пару лет, которые четко продемонстрировали стремление к глобализации модельных линеек, фактически он «поднялся» до международного статуса.
Третья же причина – переориентация спроса. Китай. Это и есть рынок будущего, куда сегодня стремятся все, кто в состоянии спроектировать и собрать автомобиль. Поэтому в пятерку главных автосалонов сегодня входят Пекин и Шанхай, но никак не Детройт.
Нет, крупнейшие производители NAIAS все еще любят и ценят. В основном по старой памяти, по-прежнему считая его самым статусным американским автосалоном. А поскольку рынок США списывать со счетов пока никто не собирается, в детройтском Кобо-центре автомобильные дефиле устраиваются с завидной регулярностью, вот только по-настоящему значимыми их называть все труднее.
А ведь всего десять лет назад NAIAS переживал лучшие годы в своей истории. В 2004 году на выставку привезли 79 премьер, 55 из которых были представлены в статусе мировых. В списке дебютантов, к слову, тогда значились новый Porsche Boxster и первый в мире гибридный SUV – Lexus RX 400h. Кроме того, на выставке состоялось триумфальное возвращение Ford Shelby Cobra, который в итоге и завоевал звание лучшего автомобиля Детройтского моторшоу.
Следующий год в премьерном плане оказался еще продуктивнее: Chevrolet Corvette Z06, некоторое время продававшийся в России Dodge Charger, Infiniti M предыдущего поколения, Hyundai Sonata, больше известная у нас, как NF, модифицированные Range Rover и Mercedes M-класса... Однако, уже тогда стало понятно, что выставка добралась до своего потолка, поскольку в том году «явка» оказалась ниже запланированной – 750 тысяч человек (против 800 тысяч годом ранее).
Тем не менее, на экспозиции 2006 года это никоим образом не отразилось. В следующем же году в Детройт привезли очередную порцию премьер. Мало того, именно на NAIAS 2006 состоялась презентация «Geely» – первого на тот момент китайского производителя, официально вышедшего на рынок США. Что же касается конкретных презентаций, то именно в том году «Chevrolet» показал уходящий Tahoe, преемник которого вот-вот выйдет на американский рынок, «Hyundai» – прошлую генерацию Santa Fe, а «Toyota» – предыдущую Camry.
Достаточно богатыми на премьеры оказались и два следующих года, но организаторам пришлось из кожи вон вылезти, но не допустить провала, поскольку NAIAS 2007 прошел под эгидой столетнего юбилея выставки. Тем не менее, количество посетителей в эти годы стало неуклонно сокращаться. Если в 2004 речь шла о восьмистах тысячах, то в 2008-м их было уже семьсот.
Мало того, в 2009-м администрация NAIAS столкнулась с первыми отказами. «Rolls-Royce», «Mitsubishi», «Suzuki», «Land Rover» и «Ferrari» от участия в выставке отказались сразу, до последнего момента не было известно, появятся ли в Кобо-центре «Nissan» и «Infiniti». Японцы в итоге все-таки приехали, но решение было принято в последний момент. Понятно, что демарш в основном был связан с финансовым кризисом, но в то же время, большинство этих брендов потом без проблем отработали и в Женеве, и во Франкфурте, по дороге заехав в Китай. В общем, то, что в «датском королевстве» все очень неспокойно тогда стало более чем очевидно. Да и более или менее значимых машин в экспозиции в 2009-м оказалось маловато – рестайлинговая Camry, BMW Z4, Cadillac SRX и новый Prius... Что же касается потенциальных клиентов, то их число даже по предварительным оценкам не должно было превысить отметку в 650 тысяч.
Примерно столько же их оказалось и в 2010-м, хотя организаторы уверяли, что их будет не меньше семисот. «Infiniti», «Suzuki» и «Porsche» опять не приехали, «Nissan» и «Mitsubishi» выставились на открытой площадке, разместив в помещении лишь свои электромобили, а «Hummer» и «Saab» были выставлены на продажу. Однако, это была лишь малая часть проблем. Во-первых, из 44 премьерных машин на себя обратил внимание разве что третий Focus. Кстати, именно тогда «Ford» объявил, что модель станет глобальной. Во-вторых, кризис добрался и до самого Кобо-центра, который к тому моменту начал потихоньку разваливаться. В общем, проблем накопилось немало, тем не менее, их оперативное решение по понятным причинам оказалось невозможным.
Еще один момент, серьезно повлиявший на выставку – современные тренды. Автосалону пришлось меняться вместе со спросом. Следующие два года NAIAS активно наращивал «экологические мускулы», старательно культивируя в автомобильных компаниях стремление привозить на выставку гибридные и электрические авто. И если в 2010-м инициатива ограничилась презентацией разнообразных концептов, то в 2011-м на выставке представили сразу две версии Toyota Prius, «природолюбивый» S-класс и новое семейство Ford C-Max, в которое вошли гибридная и электрическая модификации. Зато NAIAS смог вновь заинтересовать немецкий «Porsche»...
А в следующем году вернулся и «Nissan». Этому, впрочем, есть вполне логичное объяснение: Европа стала проседать, а Америка, напротив, – восстанавливать позиции. А поскольку другие американские моторшоу импортные производители к тому моменту еще не распробовали, а местным было проще выставиться дома (штаб-квартиры «большой тройки», напомню, по-прежнему расположены в Детройте), экспозиция 2012 года вышла достаточно представительной: Cadillac ATS, Dodge Dart, новый 911-й и не менее новый Mondeo (на рынке США – Ford Fusion), плюс следующее поколение Nissan Pathfinder... Тут же, кстати, BMW показал и прототип i8.
И все же, то дефиле стало своего рода лебединой песней. Перспективы дальнейшего развития Детройтского автосалона под большим вопросом. Китайцы в 2012 году сделали сразу два ярких моторшоу, а их рынок во второй полугодии окончательно обогнал американский. Таким образом, экспозицию NAIAS 2013 автомобильные компании банально заполнили премьерами национального уровня, такими как Infiniti Q50 или Chevrolet Silverado, а также суперкарами и разнокалиберными «зажигалками», начиная с BMW M6 и Chevrolet Corvette Stingray и заканчивая Shelby Focus ST. Действительно же классных дебютов там оказалось только два – новый Lexus IS, да Mercedes CLA.
По большому счету, схожим образом выглядит Детройт и в новом 2014 году. Алюминиевый Ford F150 – автомобиль без сомнения крутой, но его вряд ли начнут продавать по всему миру, BMW M3 и М4 – машины категорически нишевые, как и Porsche 911 Targa... В общем, в сухом остатке остаются новый Mercedes C-класса, построенный на платформе Ddodge Dart компактный Chrysler 200 и Honda Jazz (она же Fit), да и то с огромной натяжкой, поскольку для Америки она куда актуальнее, чем для Европы и, уж тем более, для России. Иными словами, все признаки локализации некогда крупнейшего автошоу на планете в данном случае, как говорится, налицо. И своим новым статусом он все больше напоминает MosIAS. На NAIAS разве что журналистов и посетителей в разы больше. Но прилететь из Лос-Анджелеса или из Майами на пару дней в Детройт куда проще, чем даже из Питера в Москву, не говоря уже про Владивосток или Хабаровск, да и нормальный отель в спокойном пригороде сейчас там стоит максимум полторы сотни долларов за ночь...