У нас в стране очень трудно не знать, кто такой Джереми Кларксон (Jeremy Charles Robert Clarkson). Его так старательно показывают по телевизору, что временами можно увидеть сразу по нескольким каналам в разном возрасте давних сезонов «Top Gear» за рулем забытых машин и тут же во всей новизне только что дебютировавших моделей. Он настолько часто на виду, что даже плохой подражатель всего хорошего Николай Фоменко несколько раз пытался его сыграть. Русский «Top Gear» пробовали снимать почти все телеканалы. А Ютуб до сих пор одержим сыграть под Кларксона, отчего перенасыщен запинающимися парнями с плохой речью, невнятными мыслями и чрезмерным самолюбованием, экспромтом подражающими недосягаемому Джереми. Полагать слова Кларксона в кадре экспромтом – большая ошибка. Как отменный актер он умело играет только что ударившую в голову мысль, которую сам сформулировал задолго до съемки и разыграл перед камерой.
Кларксон талантливо пишет, отлично рассказывает, остро шутит, профессионально играет и всегда ироничен. И, что особенно непривычно для нас, умен настолько, что не все могут это понять. Это вообще трудно воспринимается, когда человек на экране и вправду умный. Мы от этого отвыкли слишком давно. А если он всего лишь журналист, да еще из какой-то побочной темы, тогда неожиданность его ума становится слишком внезапной и сбивает с толку чрезмерностью глубины и артистизмом подачи, выстреливая цитатами, автономно порождающими дискуссии уже вне контекста телепрограммы.
«Давите пешеходов. Они должны усвоить, что раз не платят дорожный налог, то не имеют права шляться по тому, что им не принадлежит», — шутканул недавно Джереми Кларксон.
Интернет, как любое сообщество людей, содержит не больше 4% умных. Остальные блогеры. Услышав Кларксона, 4% улыбнулись иронии и оценили изящество подачи. Понравилось, как тонко умный человек обозначил конфликт интересов и определил неравенство.
96% иронию не заметили, мысль не поняли, подачу не увидели и сразу вылили свое чрезвычайное мнение, перейдя на личности. Они оценили только форму, прочитав призыв давить их при каждом удобном случае. Попутно выяснилось, что все-таки еще не все слышали про «Top Gear» и до сих пор не знают про Джереми Кларскона. Если бы энергия, потраченная русскоязычным интернетом на битву против английского телеведущего, могла сконцентрироваться в конкретную силу, офис ВВС выгорел бы дотла, а все трое журналистов в кадре программы умерли бы во время съемки. Вполне ожидаемо, что у нас никто ничего не понял, все передрались, нагрубили друг другу с максимальным энтузиазмом, а недосягаемому англичанину подобрали модную ст.282 ч.1 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», согасно которой действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом, либо лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».
Тяжело шутить с русскими. Слишком многое они понимают буквально, изящество ума у них редкость, умная мысль отлетает рикошетом, подоплека не угадывается даже коллективным усилием. Ирония чужда и непостижима. А ведь свобода, согласно Виктору Гюго, начинается с иронии...