Присутствовавший на мероприятии первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак с места в карьер сообщил собравшимся, что современное российское законодательство просто не предусматривает механизма, с помощью которого московские власти вводят платные парковки на улицах города. И вообще сам механизм взимания платы за парковку на улицах столицы по определению нарушает конституционное право каждого гражданина России на комфортное проживание.
Депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков высказался в том смысле, что платная парковка на улично-дорожной сети столицы в нынешнем своем виде решает исключительно задачу сбора денег с автовладельцев, но никак не вопрос регулирования дорожного движения в городе. Он считает, что вопросы, сформулированные «Справедливой Россией» для референдума по платным парковкам, сформулированы на редкость расплывчато. И по этой причине любой его возможный результат просто невозможно будет трансформировать в какие-либо юридически значимые формы. В связи с этим московские коммунисты намерены 25 января запустить процесс проведения своего собственного референдума, с гораздо более внятными вопросами к горожанам.
Тут стоит сказать, что я не упустил возможности обратиться к присутствовавшему на круглом столе представителю партии «Справедливая Россия» — руководителю общественного штаба референдума Илье Свиридову. Очень уж меня интересовал вопрос, отчего это «справедливые россияне» не решились в своем опросе поставить вопрос ребром, сформулировав его примерно так: «А в принципе поддерживают или нет жители города саму идею платной парковки на улицах их родного населенного пункта?» И чтоб ответ был либо да, либо нет. Радикально!
Господин Свиридов сначала объяснил «линию партии» тем, что якобы слишком сложно четко сформулировать данный вопрос однозначно понятным для простого московского жителя! Мол, и парковки как таковые в Москве есть самые разные, и дороги тут разного калибра, и то и се, и вообще такая куча факторов, что ужас-ужас-ужас… Сомнительно, в общем. Зато вторая названная причина представляется куда более по-человечески понятной, а потому более правдоподобной. Илья Свиридов сообщил, что они с соратниками по партии предположили: а вдруг после подсчетов в Мосизбиркоме голосов граждан выяснится, что 146% москвичей горячо одобряют платные парковки у себя под окнами? Это фактически даст моральный карт-бланш Ликсутову и его команде организовать их на всех улицах города, вплоть до МКАД! И миллионы горожан будут после этого знать: именно «Справедливая Россия» подложила всем им мощную свинью, развязав руки забравшимся в московскую власть доморощенным «урбанистам»! В преддверии приближающихся выборов депутатов Мосгордумы подобный «подарочек» самой себе ни одна партия сотворить не захочет. Вот и решили «справороссы», что уж лучше чуток помямлить на референдуме, нежели настроить против себя целый город.
Присутствовавший тут же лидер «Федерации автовладельцев России» (ФАР) Сергей Канаев сообщил, что российские ПДД в принципе не подразумевают никаких платных парковок в пределах улично-дорожной сети. И сказал, что вся эта история вызывает массу вопросов. Например, плата за парковку — это что в принципе такое: налог? или услуга? А если не то и не то, то что это такое с точки зрения закона? Московские власти, по его словам, ни на один из этих вопросов ответить даже не соизволили.
С фактической же точки зрения вместо регулирования транспортных потоков в центре власти заменили бесплатно запаркованные авто стоящими на тех же местах машинами — но уже за деньги!
Канаев вообще считает, что вводить платные парковки на улицах можно, лишь опросив предварительно жителей города.
У эксперта проекта «Пробок.нет» Андрея Мухортикова тоже хватает претензий как к формулировкам предполагаемого референдума, так и к самим платным парковкам на улицах Москвы. По его данным, внутри Садового кольца сосредоточено около половины всех рабочих мест столицы. И задача властей Москвы, считает он, прежде всего обеспечение вывода этих самых рабочих мест из центра на периферию столицы, организация соответствующей транспортной инфраструктуры и только после этого — введение платной парковки в пределах Садового кольца. И то не на каждой тамошней улочке. Он утверждает, что в центре столицы полно переулков, в которых машины сейчас практически не паркуются, и одновременно существует масса мест, где машины продолжают парковаться с нарушениями, в несколько рядов на проезжей части, даже несмотря на драконовские штрафы и эвакуацию! По европейским правилам норма заполнения платного парковочного пространства на уличной сети города составляет 80–85%. Если цифра выше — цены на стоянку повышают, чтобы отвадить «лишних» автовладельцев. Если ниже — стоимость парковки снижают. Там все организовано гибко и на самом деле для удобства горожан. В центре города, по данным «Пробок.нет», реальная заполняемость платно-парковочных обочин гораздо ниже 80%, что бы там ни говорили представители Департамента транспорта столицы. В этой ситуации стоимость часа стоянки машины в пределах Бульварного кольца нужно снижать, а не увеличивать, как это сделали перед Новым годом московские власти. Напомним, стоимость часа парковки там выросла с 50 до 80 рублей.