Об этом стало известно на пресс-конференции, состоявшейся после заседания экспертного совета по разработке единой методики оценки ущерба. Официальный статус методика сможет получить не раньше, чем вступят в силу поправки к закону об ОСАГО, передающие право ее утверждения ЦБ. По словам президента РСА Павла Бунина, Госдума планирует рассмотреть их во втором чтении в марте.
По предварительным данным, за 2013 год страховые компании должны отчитаться о сборе примерно 134 млрд. рублей и выплате в счет возмещения ущерба по ОСАГО лишь 76 млрд. – то есть почти вдвое меньше собранного. Неплохая выручка, согласитесь!
Поправки, находящиеся на рассмотрении в Госдуме подразумевают увеличение максимальной суммы (лимита) выплат пострадавшим со 160 000 до 500 000 рублей за вред здоровью и с нынешних 120 000 рублей до 400 000 на каждого потерпевшего — в качестве компенсации материального ущерба. Параллельно предлагается увеличить базовую стоимость полиса ОСАГО на 25%. Такова позиция властей. Естественно, что страховые компании не желают мириться с падением сверхдоходов и всячески противодействуют этому.
В частности, летом прошедшего года Российский союз автостраховщиков резко увеличил свой рекламный бюджет — с 1,1 до 117 млн. рублей. И, видимо, потратили их не без результата. Не случайно, что после этого в прессе стали в большом количестве появляться многочисленные выступления «экспертов страхового рынка», предсказывающих неминуемую посконную Содом и Гоморру по всей России в случае принятии правительственного варианта реформы ОСАГО. Попутно выяснилось, что «игроков страхового рынка» спасет повышение базовой ставки ОСАГО не на 25, а на 40% чтобы продолжать как и раньше «отбивать два конца» на продаже бумажек под названием полис ОСАГО. А лучше - для полного страхового счастья, - на 50-60%!
ожалуй, ни для кого сейчас уже не секрет, что подобные сверхприбыли от деятельности в сфере ОСАГО кроются в волшебном приеме под названием «износ детали». То есть если не ржавое и совершенно целое крыло вашей 10-летней машины однажды превратит в хлам, сажем, какой-нибудь грузовик, страховая компания по ОСАГО выплатит не более 10% стоимости такой-же новой детали. Якобы кузовная деталь вашей машины была «изношена»! Поэтому, кстати говоря, страховщики на дух не перенося предложений законодательно дать возможность автовладельцу возможность выбора: получить компенсацию по ОСАГО деньгами или в виде ремонта поврежденных в аварии узлов и элементов конструкции машины. Ведь в последнем случае излюбленный страховщиками фокус с «износом» уже крайне сложно исполнить!
А еще настырные автовладельцы так и норовят уменьшить толщину слоя черной икры на привычном «бутерброде» страховщика. Они берут и организуют экспертизу повреждений своих машин не у сноровистых штатных экспертов страховых компаний, а у независимых оценщиков. Понятно, что расчеты последних выдают реальные рыночные суммы стоимости ремонта повреждений.
Исключительно чтобы исключить из практики подобные неприятности РСА и придумал свою «Единую методику определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства». Разумеется, в ее основе лежит все тот же принцип «износа». Фокус в том, что в случае ее принятия в качестве официального документа оценивать повреждения машины можно будет исключительно по ней. Она станет обязательной не только для оценщиков страховых компаний, но и для независимых экспертов! То есть, фактически, будет узаконен маразматический подход страховщиков, делающих вид, что в любом магазине можно приобрести, скажем, новое автомобильное крыло, изношенное на 90%!
И этот подленький, но крайне выгодный страховщикам факт маскируется «дымовой завесой» например, разглагольствованиями того же Бунина о планах РСА разработать груду ценовых справочников, касающиеся стоимости запчастей, лакокрасочных материалов и нормочасов. Якобы, содержащиеся в них показатели будут определяться по 12 экономическим регионам России. «В них будет более 80 млн записей», – воодушевлял собравшихся на пресс-конференции Павел Бунин. «Мы хотим, чтобы ими пользовались все», – заявил президент РСА. Естественно, хотят – это же основа благосостояния страховщиков, обернувших нынешнюю систему ОСАГО в замечательную «доилку» для 40 миллионов российских автовладельцев.