И хотя экспертное — независимое от страхового — сообщество уже сто раз доказало с цифрами в руках, что увеличение выплат пострадавшим в ДТП машинам и людям совершенно свободно можно проводить без увеличения цены полиса, его, судя по всему, не избежать.
Об этом, в частности, свидетельствуют последние заявления депутатов, сделанные после того, как ко второму чтению был рассмотрен сводный текст поправок. Дымовую завесу над грабительской их сутью в первую очередь поставил самопровозглашенный защитник прав автовладельцев господин Лысаков. Комментируя поправки, он ни слова не говорит о главном, зато уводит обывателя в сторону очередными популистскими обещаниями.
Так, например, заявляет о своем намерении увеличить скидки при покупке полиса за безаварийную езду. С нынешних 5% до… непонятно какой отметки. И неизвестно когда. В абстрактной, обнадеживает народный избранник, «среднеудаленной перспективе». Что мешает ему сделать это прямо сейчас — совершенно непонятно. При этом г-н Лысаков очевидно не знает, что даже нынешние смехотворные 5% скидки страховщики под разными предлогами (особенно при смене компании) не дают. А уж стоит их увеличить…
Другая, предложенная лидером партии «Автомобильная Россия» новация, вроде и заслуживает внимания. Он внес в готовящиеся ко второму чтению в Госдуме поправки норму, в три раза увеличивающую размер неустойки (на данный момент — 1/75 ставки рефинансирования ЦБ от лимита выплаты по ОСАГО за каждый день) за просрочку выплаты с нынешних средних 5000 рублей в месяц до 15 000. Хотя я бы на его месте подумал о том, как можно было бы заставить страховые компании не затягивать с выплатами. Например, ввести единую и справедливую систему оценки повреждений, но разработанную не страховщиками в лице РСА, а незвисимым экспертами. Пересмотреть отношение к амортизационному износу. Но Лысаков этого не делает и потому, что подготовленные поправки в том числе сильно затрудняют возможности обиженного клиента обращаться в суд. Согласно им, гражданин, недовольный урегулированием убытка, до обращения в суд обязан направить страховщику досудебную претензию. Что само по себе затянет выплату компенсации до невозможности, но уже на законном основании.
Короче говоря, страховое лобби в парламенте умело делает свое дело. И в итоге «обновленный» институт ОСАГО по-прежнему будет восприниматься автовладельцами как дополнительный грабительский налог, а страховщики продолжат считать прибыль…