Дворяне в Сибирь ехали неохотно. Добровольно там оказывались единицы и то по делу, а так чтоб еще и пожить — и вовсе редкость, статистически разбавленная лишь декабристами. А крестьяне и примкнувшие к ним рабочие ехали на освоение Зауралья весь XIX век. Начиная с 1861 года хаотичное бегство настойчивых людей было структурировано Министерством государственных имуществ, придавшего процессу осмысленность державной политики, финансирование и наладившего не только сам переезд, но и последующую интеграцию, вплоть до займов и ссуд на обзаведение хозяйством, обретение инвентаря, получение фондов на посевное зерно и сопутствующее возникновение земских врачей, ямских дворов и церковно-приходских школ (Столыпинская аграрная реформа). Осваивать начали с Томской и Тюменской губерний, но затем вошли во вкус и забрались на Дальний Восток. Министерство государственных имуществ успело отчитаться о проделанной работе до октябрьского переворота: с 1861 года по 1917 за Урал переселилось 5 300 000 человек (без учета вернувшихся).
Затем в эти края люди ехали только под конвоем. Советская власть продолжила переселение, заменив Министерство государственных имуществ Главным управлением лагерей. Итог получился сопоставимый по численности, но не по результату. Миллионы приехали. И погибли. Вольные люди в этих краях стали робко обозначаться лишь в хрущевскую оттепель, затем благодаря разрешенному хозрасчету, а потом по комсомольским путевкам.
Переселяя людей в эти жуткие края на освоение перспективной окраины, сформировалось понимание, что всей затее необходима транспортная поддержка. Император Александр III: «Уже столько отчетов генерал-губернаторов Сибири Я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». В 1891 году началось строительство Транссиба, самой современной и прогрессивной на то время дороги — железной. Было ясно, что пешком и на лошадях Дальний Восток не освоить, а поскольку автомобильного транспорта тогда еще не было, казна потратилась на самое добротное изобретение человечества, железную дорогу. Строительство обошлось в 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года). Но благополучие и перспективы жить по-человечески в этом невыносимом климате обрубило 1917 годом. И весь ХХ век территория за Уралом оставалась недоразвитой провинцией и окраиной империи. И хотя Сибирь и Дальний Восток тягостно гордятся заводами и электростанциями, жить туда никто не стремиться и вариантов развития по сею пору нет. Порывы создать Министерство Дальнего Востока не умнее идеи АО «Дальний Восток», Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока и Агентства по развитию человеческого капитала.
Но есть у нас один ловкий способ ничего особо не делать, а деньги в нужное место все же привлечь – изменить прописку налоговому резиденту, как это удалось в 2000 году с Абрамовичем на Чукотке. Губернатор Абрамович зарегистрировал на Чукотке три дочерних предприятия «Сибнефти», которые дали 80% бюджета. Ни заводов, ни фабрик на Чукотке не объявилось, а деньги хлынули и впервые в своей истории Анадырь стал похож на город, а не каторжную пересылку, а народ не только взбодрился, но и ожил. Но идея рассовать остальных олигархов по окраинам Империи с принуждением прописать там свои компании продолжения не получила и удачный опыт с Абрамовичем стал единственным примером в истории.
А Сибирь и Дальний Восток продолжают погибать. Люди умирают или бегут, китайцы приходят и расселяются. Жизни нет, перспектив нет, вариантов нет. Есть лишь полпред в ДВО Юрий Трутнев. И вот наконец-то появилась идея… Если олигархи не едут жить в эти края, а ст. 58.10 УК РСФСР бездействует, можно попробовать сослать в Сибирь госучреждения и госкомпании. Ради такого же переезда увеличили Москву, пытаясь переселить под Подольск Госдуму, но депутаты от жизни в лесу уклонились. Зато теперь за Урал попробуют загнать не только Думу, Совет Федераций, но и Роснано с Роснефтью и Газпромом.
Поскольку существует интернет, электронный документооборот и даже разрешенная нашим законодательством электронная подпись, не играет особой роли удаление офиса от Большой Земли. Поэтому можно реализовать затею премьера Медведева и полпреда Трутнева не в столь жестких рамках имперской окраины. Их идея свалит деньги и министров в одну кучу и поможет лишь одной территории. А помирает вся страна целиком. Поэтому можно рассовать министерства, ведомства и корпорации по принадлежности. Минрыбхоз — на Волгу, поближе к рыбе, Морфлот — на берег Северного ледовитого океана контролировать Севморпуть, Мингеологию — на Урал, МПС — в Якутск, в эпицентр применения теплого меха и железнодорожных перспектив, Рогозина со всеми структурами — в Челябинск, Мелиорацию — в Мещеру, ФСБ — в Махачкалу, Минсельхоз — в Воронеж, автопром вывести из-под крыла Минторга и десантировать прямо во Владивосток на причал Дальзавода в привычные кабинеты «Sollers». Шойгу окопать в его любимом месте прямо посреди Северного полярного круга. Он ведь забеспокоился, что вот-вот нагрянут белые медведи, а нам прикрыться от них нечем и повелел Генштабу развернуть военные части в Арктике, вот пусть и приглядит за исполнением.
Александр I, развивая Империю, положил начало строительства железной дороги через всю страну. Александр III довел ее до логического завершения, построив Транссиб. Русские цари понимали, насколько важна дорога для экономики и развития. Нынешние власти дорог не строят, а лишь осваивают тематический бюджет, хотя тоже знают, что любой серьезный инфраструктурный проект обязательно сопровождается появлением дорог. Но им дороги в этой стране не нужны в том числе и потому, что собственные деньги, интересы, дети и жены ждут за границей. Поэтому переселение министерств и ведомств с корпорациями, впервые в нашей истории, ни в коем случае нельзя сопровождать строительством дорог. Никаких. Мы имеем исторический шанс наконец-то легализовать привычный путь развития: без дорог, путем чрезвычайных усилий и жестких мер, как всегда заранее оправданных конечной целью. Не строили дорог и не будем. Один раз десантируем чиновников, министров и генеральных директоров на кочку, сбросим вертолетами паек, ноутбуки и обеспечим 4G. Пусть управляют нами дистанционно. Но не из Майами и Лазурного Берега, а конкретно на местах. А одним из основных результатов деятельности станем считать привлечение денег на занимаемое болото, грянувших в силу налогового резидентства или внезапной инвестиционной привлекательности. Если не воруют и привлекают, как им и предписал великий стратег Медведев, значит сами к себе проведут и дорогу, и аэропорт соорудят, и офис в поле развернут, и газовую трубу протянут… А интернет страну без их заботы не оставит. Связь через Skype из ленинского шалаша в Разливе с арктической землянкой. Видеться не станут реже, а нам на глаза попадаться перестанут. Зато с утра до вечера будут на рабочих местах инициировать развитие всего вокруг. А уж потом пусть переводятся обратно в опустевшую Москву.