Пока менеджмент альянса в своих комментариях весьма осторожно: российских партнеров никто напрямую не обвиняет (в качестве основных причин названы обесценивание активов и расходы на реструктуризацию), однако, недавняя смена руководства однозначно свидетельствует о том, что текущее положение дел на АВТОВАЗе никого не устраивает. В частности, это касается темпов модернизации модельного ряда и крайне сильную инерцию, связанную с бюрократическими проволочками.
Чтобы справиться с этими проблемами, руководить заводом призвали Бу Инге Андерссона, являющегося на сегодняшний день самым эффективным менеджером в российском автопроме. Тем не менее, его назначение не выглядит хоть сколько-нибудь двусмысленно.
Формально, швед руководит компанией всего полтора месяца, тем не менее, его команда уже успела подготовить более сотни программ, направленных на оздоровление ситуации. В первую очередь было объявлено, что только в течение этого года АВТОВАЗ сократит 7500 человек, причем, две трети из них – рабочие. Кроме того, новое руководство намерено ужесточить контроль за комплектующими и поставщиками.
Объяснение лежит на поверхности: франко-японскому альянсу необходим резкий скачок качества. Поскольку в этом году в Тольятти стартует производство «Datsun», а также нового поколения Logan, меньше всего, иностранцам хочется возиться с конвейерной доводкой этих машин. Тем не менее, предыдущие запуски (в первую очередь – Almera и Largus) показали, что волжане пока не готовы с ходу выдавать продукт надлежащего качества.
Тот же «Nissan», к примеру, еще в прошлом феврале столкнулся с некондиционной окраской, из-за чего фактический старт Almera на рынке был перенесен на несколько месяцев. Запуск производства Largus при этом растянулся больше, чем на полгода… Это вполне нормально для России, но категорически неприемлемо для крупных автопроизводителей. Кроме того, в условиях кризиса инвестор априори требует большей отдачи и повышения эффективности, однако привыкшее к постоянной господдержке прежнее руководство выдать нужный результат было просто не в состоянии. Убытки в 34 миллиона евро в такой ситуации – не главный фактор. Просевший рынок и падающие на этом фоне продажи вкупе с частичным обновлением модельной линейки можно считать вполне объективными причинами их появления, но, учитывая дальнейшие планы Карлоса Гона, контроль за расходами и прибылями на АВТОВАЗе в ближайшие годы будет жесточайшим. В противном случае, планам, озвученным в ходе вчерашней пресс-конференции, – увеличить выручку до 50 миллиардов евро к 2017 году – сбыться не суждено. Но Гон, как известно, – не тот человек, который будет надеяться на других. Будучи достаточно жестким руководителем, он без сомнений избавляется от тех, кто не оправдывает его ожиданий, и с легкостью реформирует как сам альянс, так и отдельные его подразделения. Иными словами, за увольнениями и массовыми сокращениями персонала дело не встанет. И если ему, вдруг, понадобится, чтобы АВТОВАЗ отказался от собственных моделей и полностью переключился на сборку иномарок, этот переход состоится в кратчайшие сроки.