Как и полагается в особо торжественных случаях, явление этого финского инженерного чуда было окутано флером инфернальной таинственности. Короткий зимний день уже перешел в ночь. Огромный ангар для ледовых испытаний шин (650 метров в длину и 20 в ширину) испытательного центра «Nokian Tyres» возле заполярного городка Ивало погружен во тьму. Ее с трудом пробивают фары двух автомобилей, поставленных в торце ангара, света не хватает на всю длину зала, но лучи выхватывают из тьмы ледяной пол, отшлифованный до зеркального блеска, на него и ступить страшно и опасно — так скользко!
Руководитель службы технической поддержки клиентов бренда Матти Мори нагнетает обстановку: «Мы будем здесь всего несколько минут! Смотрите, фотографируйте, но никаких вопросов!» Из динамиков рыкнул рок. И вот с дальнего темного торца ангара на нас летит, ослепляя светом фар, серебристый Porsche Cayenne. Он пролетает мимо нас, зажглись стоп-сигналы, но авто замедляет движение неохотно, скользя (ясно, что машина «обута» во фрикционные шины или, как у нас их называют, шины-липучки). Тут «порш» развернулся, снова исчез в конце ангара, развернулся и вот уже вновь мчится на нас. Но на этот раз, подъехав, энергично затормозил и скоренько остановился как вкопанный.
Пока мы соображали, в чем «фишка», водитель подъехал к нам вплотную, притормозил, и мы увидели на льду следы от шипов! Но откуда, ведь «немца» не «переобували»! Тест-пилот открыл дверь и показал на кнопку слева под рулем, горящую зеленым фирменным цветом «Nokian». Он снова нажал на кнопку, она погасла — и шипы убрались в свои миниатюрные фланцы. Нажал — шипы плавно вышли, еще раз нажал — они так же неспешно убрались, как когти у кошки. Шипы на всех четырех шинах появлялись и утапливались одновременно.
Под наши аплодисменты и щелканье затворов фотокамер Матти Мори разъясняет:
— Не ждите, что эта первая в мире шина с выдвижными шипами через неделю появится в продаже, это концепт, презентация наших идей, уникальных технологий и возможностей, это пока еще намек на будущее зимней шины…
В концепт-шине — технологическом прорыве знаменитого финского бренда — использован протектор и конструктивные решения, примененные в новой, представленной нам здесь, в Ивало, на презентации и во время тест-драйва новой шипованной шины Nokian Hakkapelita 8 SUV для внедорожников (о ней мы еще поговорим). При этом тело шипа (фланец) остается неподвижным, двигается вперед-назад лишь подвижная деталь этой мини-конструкции, жесткий металлический сердечник — сам шип.
И как тут не вспомнить, что первую попытку создать шину «Q Celsuis» с выдвигающимися шипами предприняли американцы в 2007 году. Ее конструкция содержала пневматическую камеру, которая надувалась и выталкивала шипы. Изобретатели, как сообщают информированные источники, даже договорились с китайскими шинниками, которые вроде согласились запустить новинку в производство. Но что-то не срослось, с тех пор каких-либо новых сведений о «Q Celsuis» не появлялось.
С другой стороны, когда нам рассказывали на презентации о конструкции шины Hakkapelita 8 SUV, то обратили наше внимание на такую характерную деталь: фланец шипа не только утоплен в резиной смеси — под него подложена прокладочка из мягкой резины, действующая как пружина-амортизатор. Тем самым смягчается воздействие шипа на дорожное полотно и снижается шумность шины — показатели, особо важные для тяжелых внедорожников. А если эту «прокладочку-пружину» можно было бы поддувать на ходу и снижать в ней давление воздуха нажатием «зеленой кнопки»? Не здесь ли кроется секрет технологии чудо-шины? Впрочем, это лишь мои догадки…
Опыт показывает, что «Nokian Tyres» попросту денег не тратит, финны — большие прагматики. Не завтра, так послезавтра, через полгода, через год, но эта или очень похожая финская чудо-шина появится в продаже. Таков тренд, а финны — одни из законодателей мировой моды в этой области.
Эта демонстрация с большой интригой была лишь эпизодом в тест-драйве, устроенном фирмой для прессы на полигоне в Ивало в финской Лапландии — царстве Санта-Клауса, где к дороге частенько выходят северные олени. И был приурочен этот тест-драйв к юбилею: 80 лет назад, еще в 1934 году, «Nokian Tyres» вывела на рынок первую в мире зимнюю шину для коммерческого транспорта, изготовленную из морозостойкой резиновой смеси, «сваренной» по особому запатентованному рецепту. Через два года фирма предложила клиентам морозостойкую шину для легковых автомобилей — Lumi-Hakkapelа (этот «зимний» бред теперь один из самых популярных в мире), а с 1961 года компания выпускает шипованные шины.
Михаил РОСТАРЧУК,
Ивало — Москва