Здесь, на заполярном испытательском центре «Nokian Tyres» «Белый ад» (привет «Зеленому аду» немецкого Нюрбургринга), специалисты этого мирового бренда провели презентацию еще четырех новинок: фрикционную скандинавского типа шину для легких грузовиков и микроавтобусов HР CR3, шипованную шину для этой же категории ТС НР C3 и две шипованные шины в среднем ценовом сегменте Nordman 5 и Nordman 5 SUV. Все эти модели появятся в продаже осенью текущего года.
Характерно, что в конструкции и материалах первых трех шин марки Hakkapelita использованы наработки, воплощенные в великолепной легковой шине-рекордистке HР 8, хотя у них есть и свои специфические особенности. Напомним, что именно на cтандартных, «из магазина» — таковы условия заезда) — шипованных шинах НР 8 (255/35 К20 97 T XL) 9 марта минувшего года тест-пилот бренда Янне Лайтинен на Audi RS6 c форсированным до 1000 л.с. мотором установил еще не побитый мировой рекорд для шин легковых авто. Он прошел 12-километровую трассу, проложенную по рифленому льду Ботнического залива, с максимальной скоростью в 335, 713 км/ч!
Эта же самая темно-синяя Audi-рекордистка ждала нас и на озере Пасасьярви. Желающих прокатиться «со свистом» (2 км — разгон, километр — торможение) пристегивали крепко-накрепко за три точки как пилота-истребителя к правому креслу, и вперед! Жесткая спортивная подвеска реагировала на все малозаметные глазу неровности льда и было видно, с каким усилием пилот удерживает и «ловит» малейшее рысканье автомобиля, который так и норовил скакнуть вверх или куда-то в бок… Ревел зверь-мотор, свирепо свистел ветер, темный лед с белыми застругами снега стремительно уносило под колеса, гудели покрышки, дрожь пробегала по кузову, адреналин бил по мозгам… И вот электронное табло цифрового спецспидометра фиксирует вдохновляющую и чуть тревожную цифру — 286 км/ч! Уф… Но хватит экзотики, пройдемся по некоторым основным инновациям шин-новинок.
НР 8 SUV. Для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность и мягкое касание шипов дорожного полотна, в шине использованы технология Eco Stud 8. Она предусматривает применение экологичного многогранного «якорного» шипа нового поколения, фланец которого покоится на амортизирующем слое мягкой резиновой смеси. Это позволило «нашпиговать» шину шипами на 50% больше, чем НР 7 – аж 190 штук! При этом она не выходит за рамки новых норм ЕС воздействия на дорожное полотно (ряд других брендов из-за этих норм были вынуждены уменьшить число шипов и их размеры ).Особую стойкость шины и, в частности, ее боковин при ударе об острые предметы или режущие кромки бордюрных камней придают включенные в резиновую смесь сверхпрочные арамидные волокна, используемые в космической и оборонной промышленности. Зубчатый рисунок тормозных усилителей в шашках протектора улучшило сцепление шины с заснеженной поверхностью дороги. В резиновой смеси протектора НР Сryo-silane нового поколения больше натурального каучука, она «сварена» с рапсовым маслом, благодаря чему сохраняет эластичность, сцепление с дорогой в любых условиях, особую прочность на разрыв и обеспечивает более низкий расход топлива.
НР CR3. Резиновая смесь этой шины для легких грузовиков и микроавтобусов приготовлена по фирменной технологии Cryo Crystal: в нее добавлены твердые экологически безопасные частицы, напоминающие многогранные кристаллы. Частицы работают как микроскопические встроенные шипы, а создаваемое ими великолепное сцепление с дорогой сохраняется в течение всего срока службы шины. Ламели-насосы в плечевой зоне удаляют влагу с дорожного пятна и тем самым повышают сцепление на мокрой и ледяной дороге.
НР С3. Эта износостойкая шипованная шина для микроавтобусов и легких грузовиков понравится профессионалам. Расположение ее улучшенных четырехгранных стальных шипов оптимизировано компьютером — касание каждого шипа дороги индивидуально, он не перекрывают работу других шипов.
Nordman 5 и Nordman 5 SUV. Сделаны на основе хорошо зарекомендовавшей себя шины НР 5, но с улучшенными характеристиками сцепления и стабильности. Эти качественные прочные шипованные шины средней цены явно становятся у россиян все популярней. Технология «медвежий коготь» удерживает шип вертикально относительно дорожного пятна. Используется новая более жесткая резиновая смесь, прочно удерживающая шипы.
В «конвое» мы ездили на нескольких Audi Q5 и BMW X3 по дорогам лесным и общего назначения ( и заснеженным, и очищенным до мерзлого асфальта грейдерами, большей частью посыпанным смесью песка и мелкого гравия). И при включенных системах безопасности движение в штатном режиме и согласно местным ПДД великолепная — НР 8 SUV не смогла ни вызвать каких-либо нареканий, ни проявить лучшие свои качества. «Резина» вела себя предсказуемо, комфортно, практически бесшумно на всех режимах — при ускорении, резком торможении, на быстрых виражах и по ступицу в снегу.
Гораздо интересней были «покатушки» по озерному льду. Здесь мы упражнялись в слаломе, «лосином тесте», ледяном дрифтинге — в НР 8 SUV были обуты мощные Audi RS6 и Q5 — и покрышка проявила себя во всем своем блеске: предсказуемость, цепкость и желание подправить ошибки водителя. Еще увлекательней были заезды на раллийных VW Golf и Polo с крутыми виражами и дрифтом.
Не думаю, что кто-либо из коллег по этим тест-дравам нашли какие-либо изъяны в новой НР 8 SUV, что и не удивительно — нюансы работы столь качественного изделия могут выявить только профессионалы в ходе многократных и инструментально выверенных испытаний. Остается лишь напомнить, что первая в мире зимняя шина была создана «Nokian Tyres» еще в 1934 году и за 80 минувших лет бренд успешно занимался развитием этого весьма полезного изделия.
Михаил Ростарчук,
Ивало-Москва