Этот документ, напомним, подготовлен в порядке реализации положений Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ, которым, в частности, введены новые категории и подкатегории транспортных средств. Но одновременно с ним должны вступить в силу и новые программы обучения водителей, и так называемый профессиональный стандарт водителя.
Без программ и стандартов ГАИ принимать экзамены не имеет права, поскольку только на их основе автошколы могут выдать курсантам пресловутое свидетельство о пройденном ими профессиональном обучении.
Кто мешает учить по-новому?
Но разработка профстандарта была благополучно завалена Минтрудом России, и он увидит свет в лучшем случае в конце этого года. Что же касается программ, то успешно разработанные Минобром РФ, прошедшие общественные слушания и согласованные со всеми ведомствами, поддержанные профессиональным сообществом, они уже больше месяца мурыжатся в Минюсте, хотя, по данным портала «АвтоВзгляд», уже прошли все необходимые экспертизы, в том числе и на коррупционность. И если без минтрудовского стандарта обойтись пока по решению правительства еще можно, то вот без программ — никак. Другими словами, не обученных по ним граждан ГАИ экзаменовать просто не имеет права. Или вынуждена будет нарушать закон. Есть, конечно, и другой вариант, по которому правительство страны притормозит утверждение подготовленных МВД правил в ожидании решения Минюста по программам. Семеро одного подождать, конечно, могут, но как долго можно оттягивать модернизацию процесса обучения-экзаменации будущих водителей, особенно если вспомнить, сколько людей ежегодно гибнут и получают увечья на наших дорогах, в том числе и «благодаря» плохо обученным и недоэкзаменованным рулевым?
Впрочем, хочется верить, что эта коллизия не превратится в фарс и новые программы обучения будут утверждены одновременно с новыми правилами сдачи экзаменов. Но тогда выпускников автошкол ждут и новые испытания.
Почем нынче экзамены?
И надо сказать, что новая и, по-видимому, окончательная версия «Правил сдачи экзаменов на право управления т/с и выдачи водительских удостоверений», впервые представленная на общественное обсуждение в конце прошлого года, изменилась не сильно. И для выпускников автошкол тут важны два момента. Не только каждое из трех испытаний в ГИБДД (теория, площадка и город) станет платным, но и каждая попытка их пройти (сейчас заплатил 800 рублей госпошлины — и сдавай экзамены неограниченное количество раз). При этом повторная проверка знаний будет проводиться не раньше чем через 7 дней, а каждая последующая после третьей и дальнейших неудач — не ранее чем через 30 дней. Сколько надо будет платить за каждый этап, пока неизвестно, но скорее всего, если и выйдет на круг больше нынешних 800 рублей, то ненамного. Другое дело, что все последующие пересдачи уже могут вылиться в копеечку. Поэтому при выборе автошколы нужно серьезно подумать и не идти в те, где плата за обучение гораздо ниже рыночной: там не учат и ничего не гарантируют, хотя это тема отдельного разговора.
Другое новшество также несет материальную нагрузку, а точнее, разгрузку. Документ дает возможность «абитуриенту» требовать сдачи экзамена на машине ГАИ. Очень удобно для тех, кто пересдает: не надо доплачивать автошколам за внеочередное предоставление транспортного средства. Хотя этот пункт документа по-прежнему остается коррупционноемким.
Дело в том, что у ГИБДД катастрофически не хватает собственных машин для приема экзаменов. С другой стороны, и автошкола не может гарантировать, что выделит своему курсанту авто в назначенный гаишниками день (по новым правилам каждому выпускнику назначается свой день и час, а не как это было раньше — всей группе разом), особенно если речь идет о переэкзаменовке. И где брать т/с?
ГИБДД считает, что можно разрешить предоставлять их фактически любому юридическому или физическому лицу. На первый взгляд очень удобно — рядом с экзаменационным подразделением всегда найдется свободная «тачка». Да вот беда: индивидуал или физлицо, не ведущее обучение, а заинтересованное только в «круглосуточном» обороте своего автопарка, довольно скоро вытеснит с экзаменационных площадок-маршрутов транспорт лицензированных автошкол. Причем гаишники ему в этом помогут, ведь они тоже заинтересованы в бесперебойности процесса. Ну а дальше по накатанной: если обратишься за машиной к «правильному» человечку (а он в обязательном порядке предложит через него «забашлять» инспектору) — сдашь, будешь дожидаться машины от автошколы или гаишной — обязательно срежешься. Поэтому, как считает экспертное сообщество, предоставлять автомобили должны только организации, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность. Иначе для граждан выйдет сплошное разорение и не будет никаких стимулов к учебе.
А в остальном претензий к подготовленному и доработанному МВД документу нет. Он, в частности, по-прежнему предполагает возможность сдачи части экзаменов (теория и площадка) в автошколе («выпускные» становятся «приемными»), что значительно снижает психологическую нагрузку на экзаменуемого. Правда, эту «привилегию» автокурсам надо заслужить и далеко не каждая сможет это сделать, так что, повторимся, и с этой точки зрения надо выбирать место учебы аккуратно.