13820

Автопилот: оцениваем все «за» и «против»

Выясняем, кто из автопроизводителей первым предложит серийный автопилот
Не за горами тот день, когда, сев в автомобиль, вы повернете ключ, переведете селектор АКП в положение «Drive» и откинетесь на заднем диване с книжкой. Тема автопилота в последнее время поднимается все чаще, а вскоре и вовсе станет реальностью.
Поделиться

Изображение Автопилот: оцениваем все «за» и «против»

Ford Mondeo

Взять, к примеру, компанию «Ford», которая решила предъявить не в Женеве, а на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне все новинки разом. В понедельник фордовцы показали там новый Focus, а вчера гвоздем программы стал предвестник серийного беспилотника. Автомобиль, который использует четыре инфракрасных сенсора LiDAR (система обнаружения света и измерения дальности), сканирующих окружающее пространство для распознавания объектов — автомобилей, пешеходов, велосипедистов и даже небольших животных. Сенсоры генерируют карту местности в 3D-формате в режиме реального времени, используя отражения лучей инфракрасного света от предметов в радиусе около 70 метров и рассчитывая расстояние между автомобилем и этими предметами со скоростью 2,5 млн измерений в секунду.

Напомним, что в конце прошлого года фордовцы представили систему автономного парковщика с расширенным функционалом. Новая система была протестирована на модели Focus на скорости более 60 км/ч. На хетчбэк установили три радара, а также ультразвуковые радары и камеру. Система сканирует пространство перед автомобилем на расстоянии до 200 метров и в случае обнаружения какого-либо объекта сначала предупредит водителя об опасности, а затем возьмет управление на себя. Другими словами, если перед водителем вдруг резко выскочит пешеход или за крутым поворотом окажется здоровенный валун, то Ford в случае отсутствия реакции рулевого оценит ситуацию и либо экстренно задействует тормоза, либо вообще уведет автомобиль от столкновения.

Но, к слову, «Ford» в этой области вовсе не пионер, мы знаем как минимум три успешных проекта, которые были построены практически в одно время и постоянно модифицируются. Тем не менее пока никто из производителей не готов вывести подобную опцию в розничную продажу, так что сейчас самое время делать ставки. Кое-кто с осторожностью анонсирует появление автопилота в составе опций серийного автомобиля, даже несмотря на наличие целого вороха проблем, преимущественно бюрократических. Но обо всем по порядку.

Nissan Leaf

Второго октября прошлого года, за день до открытия крупнейшей в Японии выставки IT-технологий, у японской «Nissan» состоялось знаменательное событие. Сам генеральный директор компании Карлос Гон прокатился на электромобиле Leaf. Скажете, ничего сверхъестественного? А вот и нет — за рулем того самого Leaf господин Гон руль вовсе не трогал. За пару месяцев до того японцы рапортовали, что их беспилотник находится на продвинутой стадии разработки, а коммерчески доступные автомобили с автономной системой управления появятся уже к 2020 году. Более того, Leaf с автопилотом уже сейчас имеет официальное разрешение передвигаться по дорогам общего пользования Японии!

Leaf оборудован камерами, лазерными сканерами и радаром, которые способны определить наличие пешеходов, светофоров, дорожных знаков и других объектов. Получаемые данные обрабатываются бортовым компьютером, в результате чего система принимает решения, реализуемые с помощью автоматизированных средств управления автомобилем, которые контролируют систему подачи топлива, рулевое управление, тормозную систему и др. Стало быть, проект давно готов к выходу на рынок?

Mercedes-Benz S-класс

Немцы из «Mercedes-Benz» оказались проворнее японских инженеров — если судить по их аккуратным прогнозам, то уже в 2017 году мы с вами увидим S-класс, оснащенный системой автономного управления. Но это все пока догадки, официальных сообщений о релизе автопилота пока нет, есть только витиеватые ответы главы исследовательского отдела «Daimler» Томаса Вебера: «Подобная система появится до выпуска нового флагмана, который намечен на 2021 год».

Принцип работы мерседесовского автопилота довольно прост. По сути, это все тот же активный круиз-контроль, которому позволено еще и рулить. На скорости в диапазоне от 30 до 200 км/ч стереокамера с дальностью «боя» порядка 500 метров «цепляется» за номерной знак впереди едущего автомобиля, и — вуаля! — автопилот переведен в боевой режим. С этого момента подруливать в поворотах, а также тормозить и разгоняться будет электроника. Естественно, одной камерой даже с парой объективов тут обойтись сложно. В «Mersedes-Benz» ей помогают три дальномера с разным углом охвата. Самый «близорукий» (дальность — 30 метров) имеет и самый большой охват — 80 градусов. Два других имеют 60- (дальность 60 метров) и 18-градусный (дальность — 200 метров) угол охвата соответственно.

В «Mercedes-Benz» заявляют, что хоть сейчас могут установить систему на серийный автомобиль — для этого есть вся необходимая инженерно-техническая база. Но немцы и в Европе немцы — осторожничают. Мы, говорят, лучше проведем еще сотню испытаний, прежде чем запустим систему в серию. Опять чего-то боится автопроизводитель, раз не запускает в продажу готовую систему?

Honda

Эта компания немного отстает в области разработок систем автономного управления — у хондовских инженеров пока имеется только система автоматической парковки и некий комплекс, который, по заявлениям японцев, позволит избежать «пробок». Однако местные инженеры полагают, что находятся на верном пути. Оборудованный камерой заднего вида и Wi-Fi-системой, автомобиль автоматически найдет свободное место на стоянке и без участия водителя припаркуется на свободное место. Данная система использует беспроводную связь между автомобилем и камерами слежения, расположенными в четырех углах парковки. Другими словами, автопарковщик будет работать не везде.

Также у японцев есть еще один активный помощник водителя. Благодаря системе автоматического движения автомобиль сможет передвигаться по узкой проезжей части, распознавать пешеходов на дороге с помощью бортовых камер, координировать направление своего движения в зависимости от других транспортных средств, объезжать припаркованные автомобили и перестраиваться в нужную полосу.

Наиболее интересной можно назвать другую систему от «Honda». При помощи интегрированных коммуникаций она позволит контролировать действия участников дорожного движения, оптимизировать работу светофоров и нейтрализовать «пробки». То есть речь уже об интеграции автомобиля в интеллектуальный процесс дорожного движения в городе.

Выходит, что как минимум три мировых автопроизводителя уже сейчас могут вывести готовый автопилот в продажу? Совершенно верно, но они этого не сделают. По крайней мере, в ближайшие пару лет. Все дело в том, что в тех же США известные автомобильные «дозорные» — эксперты NHTSA — внутренним исследованиям компаний предпочитают не верить и опираются на собственные изыскания. Национальная администрация безопасности дорожного движения США предлагает… запретить использование машин с автопилотом. Да и сами автопроизводители не спешат продавать беспилотники. Когда за рулем человек, то вину автоматически можно переложить на него, но кто виноват, если за рулем никого не было? Компания-производитель! А это значит, что убытки будут в разы выше доходов от продаж этих автопилотов. Пока.