Между тем, согласно опубликованному на днях соцопросу, в Свердловской области наиболее высокий уровень коррупции наблюдается в ЖКХ и ГИБДД (3,08 и 3,05 балла из 5 возможных). Про коммунальщиков не скажем, а вот то, что местные гаишники отрываются по полной программе уже много лет, — факт. При этом все художества сходят им с рук. Мы, вспомнив самые резонансные «выступления» местных придорожных полицейских, попытались разобраться — почему, кто виноват и что делать.
ГАИ и камеры
Первый громкий скандал случился в далеком уже 2009 году. Восьмого января фотокор Юрий Басок снимал служебную машину Юрия Демина, припаркованную на пешеходном переходе. В результате корреспондент ударился лицом и фотоаппаратом о кулак полковника. Но результат оказался неожиданным: Демина вызвали в следственный отдел по Верх-Исетскому району Екатеринбурга, взяли под стражу и поместили в камеру изолятора временного содержания. Но потом… выпустили и дали спокойно служить закону. Кстати сказать, это было не первое знакомство Демина со следственными органами: незадолго до этого по указанию Демина (уголовное дело №540301) было организовано беспрепятственное сопровождение частных лиц кортежами патрульных автомобилей ДПС. Но и его спустили на тормозах. Но, похоже, покровителям главного автоинспектора одного из крупнейших российских регионов замять эти дела стоило большого труда, и они посоветовали своему «подзащитному» поубавить пыл. И действительно — несколько лет о нем широкой общественности ничего известно не было. Но потом шарахнуло так, что мало не показалось никому.
Прокуратура против
Летом 2012 года отставки полковника потребовала — небывалый случай в истории автоинспекции! — сама Генеральная прокуратура страны. Свои претензии к главе свердловской ГАИ заместитель генерального прокурора России Юрий Пономарев сформулировал после того, как на Серовском тракте водитель, ранее 74 раза пойманный за различные нарушения ПДД, стал виновником гибели 7 человек. При этом прокуратура подчеркнула, что в Свердловской области в целом резко увеличилось количество происшествий на дорогах, что свидетельствует о профнепригодности как начальника местной ГАИ, так и его подчиненных. При этом заместитель генпрокурора, после того как к его мнению не прислушался начальник ГУ МВД России по Свердловской области, обещал жаловаться самому министру внутренних дел Колокольцеву. Но опять не срослось — в ужасающей аварийности обвинили подчиненных Демина, поснимали их с должностей и на всякий случай освятили местные трассы. После чего гаишные скандалы (уже, видимо, с божьей помощью) пошли нескончаемой чередой.
Людей не жалко
В декабре 2012 года местные гаишники прогремели на всю страну, устроив в уральской столице «живой щит» из машин мирных граждан только для того, чтобы остановить, нет, не убийцу, не террориста и не похитителя детей, а заурядного нарушителя ПДД на «девятке». Его в итоге задержали, но при этом пострадала иномарка совершенно постороннего человека, а остальные участники процесса по прихоти инспекторов «просто» рисковали своими жизнями. Любопытно, что использование подобных «щитов» к тому времени было признано самым высоким полицейским начальством страны недопустимым. Однако подчиненные полковника Демина, комментируя инцидент, и не думали извиняться, заявив, что «мы практикуем это, если нет угрозы общественности». Другими словами, никто из нас, по крайней мере в Екатеринбурге, до сих пор не застрахован от произвола гаишников.
Налоги можно не платить
А в феврале 2013 года прокурорская проверка выявила, что в отделах ГИБДД по всей — одной, повторимся, из крупнейших в стране! — области сотрудники вносят неверные данные в автоматизированную систему «Автотранспорт», намеренно занижая показатели мощности двигателя автомобиля. Ясное дело, гаишники делали это не по доброте душевной и не для того, чтобы насолить налоговикам, сорвав их планы по сбору денег в бюджет. В итоге одиннадцать руководителей подразделений были наказаны за проступки подчиненных, еще десять освобождены от своих должностей. А полковник Демин, такой белый и пушистый, все ни при чем, хотя налицо и провальная кадровая политика в автоинспекции области, и «ошибки при работе с личным составом», и «чисто формальный подход к выполнению обязанностей». В кавычки взяты цитаты самого полковника, комментировавшего скандал на одном из состоявшихся по его итогам совещании. Но кто, спрашивается, виноват в том, что (извините, но опять не избежать деминской цитаты) «уровень правовой и профессиональной подготовки личного состава по-прежнему остается низким, и многие предпочитают закрывать на это глаза»?
Берем пример с начальства
А летом 2013 года подчиненные полковника продемонстрировали, насколько хорошо заучили преподанные лично им уроки и манеры. Екатеринбуржец, зафиксировавший на мобилу неправильно припаркованное гаишное авто, был сначала избит нарушителями в форме, а затем они под угрозой табельного оружия отняли у гражданина телефон и стерли запись. Нужно ли говорить, что эти два гайца, как и избивший журналиста Демин, до сих пор служат!
«Скорые» здесь не ездят
И продолжают демонстрировать настоящее лицо ГИБДД — злобное, самодовольное, упивающееся властью. Тем же летом полковник Демин оштрафовал водителя «скорой помощи», привезшего бригаду медиков на вызов. Ему не понравилось, что тот заехал на тротуар. При этом высокопоставленный гаишник забыл, что машинам «скорой помощи» можно при определенных условиях нарушать ПДД (и даже выезжать на «встречку») — ведь речь идет о человеческих жизнях. В итоге пациентка вынуждена была около получаса ждать, пока подчиненные главного уральского автоинспектора закончат оформлять протоколы. А если бы она умерла? Да и кто знает, как скажется на ее здоровье столь долгая задержка с госпитализацией. Но и эта пакостливая выходка сошла офицеру с рук. А местные кареты «скорой помощи», от греха подальше, теперь подолгу ищут места для парковки, останавливаясь в сотнях метрах от дома вызвавшего их больного человека, а то и томятся в «пробках». А то вдруг проезжающему мимо Демину несущаяся по «встречке» «скорая» с включенными «мигалками» и сиреной помешает…
Ничего личного, просто бизнес
А в середине февраля уже этого года, аккурат во время проводившегося губернскими аналитиками «коррупционного» опроса, — новый скандал. По распоряжению Демина екатеринбуржская ГАИ отказалась работать с рядом компаний, специализирующихся на эвакуации неправильно припаркованных машин. Якобы потому, что эти фирмы работают по завышенным тарифам. Но есть и другие версии. Согласно одной — полковник Демин сводит личные счеты. По другой — лоббирует интересы конкурентов («Если не умеют делать все правильно, пусть занимаются другими делами. На этот рынок придут другие перевозчики», — приводит слова Демина портал 66.ру). Кто прав, сейчас выясняет прокуратура.