Сегодня в России работает около 39 000 автомастерских. При этом неавторизованные автосервисы составляют львиную долю — 60%. То есть их услугами пользуется больше всего автовладельцев. Но при этом ежемесячный оборот таких фирм — 1,3-1,7 млн. рублей. Официальные же дилерские центры занимают 25% рынка, но при этом их месячный оборот — 4,5-5 млн. «деревянных». Получается, что при меньшем количестве клиентов, зарабатывают они почти в три раза больше. Это подтверждают и другие цифры, приведенные «АвтоСпецЦентром» — 40% опрошенных этой и другими компаниями автовладельцев не доверяют работе даже официальных сервисов. Причем ровно половина из них из-за навязывания дополнительных дорогостоящих работ (про грабительские нормо/часы в исследовании почему-то не говорится ни слова). Ну, и чтобы закончить с сегментацией скажем, что еще 15% рынка занимают индивидуальные мастерские с оборотом в 270-340 тыс. руб. в месяц. Но означает ли эти данные, что все больше автовладельцев будет уходить от «официалов»?
— Совсем даже наоборот, — считает первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов. – Если говорить о прогнозах на будущее, то в неавторизированных мастерских предвидится сокращение оборотов: потребитель привыкает к качеству, удобству и готов за него платить. В связи с этим сети официальных дилерских сервисных центров в 2014 году будет продолжать расширяться не только в Москве, но и на территории всей страны, тем самым вытесняя независимые сервисы. Что касается одиночных «гаражных» мастерских, то их количество в скором времени сократится до минимума, а тем, кто все же останется на рынке, в условиях жесткой конкуренции придется значительно расширить спектр предлагаемых услуг…
Хотя с этим утверждением можно поспорить. Понятно, что владелец нового авто просто обречен пользоваться услугами официального дилера весь гарантийный срок. Но с другой нельзя не учитывать, что начавшееся в прошлом году падение рынка продолжиться и в этом, и в следующем. При этом рынок подержанных авто наоборот растет (в 2013 году россияне купили 5,6 млн. подержанных машин, тогда как новых — всего 2,6 млн. И вряд ли владелец секонд-хенда будет переплачивать официалу. Хотя страх передать свою машину неопытному или некомпетентному мастеру (чего боится 35% респондентов) и боязнь нарваться на использование некачественных запчастей (15% опрошенных), действительно может заставить автолюбителя и старую машину ремонтировать у дилера.
Ну, а что касается расценок на ремонт, то, считает Алексей Тузов, «российские автолюбители в 2014 году могут не опасаться за свой кошелек – стоимость ремонта и обслуживания автомобиля в отличие от штрафов, ОСАГО и прочих сборов вырастет незначительно.