По большому счету, судьба Готтлиба Даймлера неразрывно с судьбой Вильгельма Майбаха. Они познакомились 1865 году во время реконструкции приюта в Ройтлингене, куда едва закончивший обучение в университете Даймлер был направлен своим работодателем. Именно эта встреча и определила будущее двух друзей и многолетних компаньонов.
1872 год – двигатель Отто
Вплотную двигателями немец занялся в 1872 году, приняв приглашение Николауса Отто (будущего создателя четырехтактного ДВС) и заняв пост технического директора принадлежащего тому завода «Deutz-AG-Gasmotorenfabrik». Позже получивший блестящее образование Даймлер, который к тому моменту уже обладал изрядным опытом в управлении производством, был назначен директором завода в Кельне, а Майбах – его главным конструктором. Именно там друзьям предстояло сделать первые шаги, наладив серийный выпуск стационарных двигателей конструкции Отто (сам их создатель предпочел заняться дальнейшими экспериментами).
Главная проблема заключалась в том, что к моменту приглашения Даймлера и Майбаха на свои посты, ни самого завода, ни, собственно, двигателя просто не существовало. Однако к 1876 году первый опытный образец был полностью готов.
Надо сказать, что ни Даймлера, ни Майбаха не устроили характеристики мотора, они предложили Отто целый комплекс доработок, однако тот не желал ничего даже слышать на этот счет. Конфликт усугублялся фактом наличия у Даймлера отличного образования, а также тем, что он оказался более талантливым инженером, нежели его наниматель. В общем, в 1880 году Готтлиб Даймлер был уволен, а вслед за ним компанию покинул и Майбах.
1885 год – двигатель Отто, бензин и калильная свеча
ДВС конструкции Отто, который Даймлер и Майбах воплощали в металле работал на сырой нефти, притом, работал неустойчиво и обладал крайне низким КПД. Еще до увольнения компаньоны создали двухтактный мотор, но их опередил Карл Бенц, запатентовавший свой вариант в 1878 году, так что им оставалось доводить до ума четырехтактный двигатель, чем они и занялись после того, как покинули компанию Отто. В 1885 году первый опытный образец (одноцилиндровый с рабочим объемом 264 см3 и мощностью в 0,5 л.с) был полностью готов.
Примечательно, что в качестве топлива в нем применялся бензин (альтернативой ему была сырая нефть и керосин), который тогда использовали, как универсальный очиститель и продавали в аптеках. Выбор в его пользу был продиктован способностью этого нефтеперегонного продукта испаряться при низких температурах. Именно для этого двигателя Даймлер и Майбах изобрели калильную свечу, поджигающую топливно-воздушную смесь.
1885 год – двигатель Отто и карбюратор
Однако главным достижением Даймлера и Майбаха стоит считать разработку устройства для создания и подачи топливно-воздушной смеси в цилиндры, которую мы сегодня знаем как карбюратор. Именно она позволила соратникам в октябре 1885 года собрать улучшенную версию мотора не с горизонтально, а вертикально расположенным цилиндром, объем которого был уменьшен до 100 см3. Его отдача, к слову, составляла уже 1 л.с. Эта версия ДВС, вскоре, и была запатентована своими создателями.
1885 год – первый мотоцикл
Всего через месяц после удачного пуска своего мотора – в ноябре 1885 года, Даймлер и Майбах презентовали первый в истории мотоцикл. Его рама и колеса был изготовлены из дерева, тем не менее, это чудо техники могло двигаться. Первым испытателем стал Вильгельм Майбах, проехавший на нем три километра со скоростью 12 км/ч.
Мотоцикл был запатентован в том же году.
1886 год – первый четырехколесный автомобиль
К созданию собственного автомобиля Даймлера и Майбаха подтолкнули успехи Бенца, в 1882 году получившего патент на свой трехколесный самодвижущийся экипаж. За основу была взята карета Вильгельма Вафтера, которую во избежание огласки изобретатели представили соседям, как подарок фрау Даймлер к ее дню рождения. Однако, вместо того, чтобы запрягать в нее пару лошадей, друзья начали монтировать в «подарок» в очередной раз модернизированный мотор собственной конструкции. Его мощность была увеличена до 1,1 л.с. Привод к колесам осуществлялся с помощью ременной передачи, которая даже по тем временам не была очень надежной. Тем не менее, это не помешало ему разогнаться до 16 км/ч.
1886 год – первая моторная лодка
Первую в истории моторную лодку Даймлер и Майбах представили летом того же 1886 года. Испытательным полигоном для нее стала все та же река Неккар, на берегу которой они испытывали и мотоцикл и самодвижущийся экипаж. В честь ее, собственно, они и назвали свое 4,5-метровое судно, с помощью все того же 1,1-сильного двигателя разгонявшееся до 11 км/ч. А уже в 1887 году предприятие Даймлера и Майбаха приступило к серийному выпуску лодочных моторов. Кроме того, в том же году компаньоны начали продавать лицензии на выпуск своих ДВС.
1888 год – первый дирижабль
Апофеозом становления предприятия Даймлера стала презентация первого в мире дирижабля, состоявшаяся 10 августа 1888 года. Оснащенный двигателем и пропеллером воздушный шар поднялся в небо над холмом Сеелберг близ Каннштата. Именно в этом месте за год до этого Даймлер и Майбах заложили первый камень в основание собственного предприятия, которое всего через пару лет принесло им всемирную известность (после презентации модернизированного варианта автомобиля на всемирной выставке в Париже), но...
1890 год – логотип современного «Mercedes»
В 1890 году компания сменила название на «Daimler Motoren Gesellshaft», тогда же был разработан и логотип – заключенная в круге трехлучевая звезда. К слову, три луча: воздух, земля и вода – три стихии, где Даймлер видел возможности использования собственных двигателей.
Однако, но уже осенью промышленник был вынужден привлечь сторонние инвестиции, которые позволили бы компании развиваться. Новые компаньоны начали диктовать свои условия и через несколько месяцев вынудили Вильгельма Майбаха уйти, продолживший изыскания в собственном доме (при финансовой поддержке друга и соратника).
По сути, потерял контроль над управлением DMG и сам Даймлер. В результате, из-за хитроумных финансовых махинаций одного из привлеченных компаньонов, совладельцы «ушли» и его. Мало того, в итоге, был вынужден продать акции и права на собственные патенты и изобретения на следующие 30 лет.