УАЗ, только что с натугой отгулявший двухнедельный корпоративный отпуск (c 24 февраля по 07 марта), закрывается еще на три недели (до 12 мая). ГАЗ на обозримую перспективу переходит на четырехдневку (до 20 июля) и обещает пристально приглядывать за рынком, чтоб в случае чего еще подсократить трудовые порывы. Всеволожский «Ford» дружно идет в отпуск на два месяца (с 11 апреля по 09 июня). Уже вторую неделю гуляет GM в Санкт-Петербурге (по 24 марта), после чего перейдет с трехсменного графика на работу в две смены. Хорошо отметил 23 февраля АВТОВАЗ, отпустивший рабочих в недельный отпуск.
А на заводах, выпускающих востребованные рынком автомобили, картина иная. Не хватает кадров. Есть, где поработать, а некому. В самом сложном положении оказался Калининград. К псевдониму Кенигсберг он внезапно добавил прозвище New-Детройт и становится очередной автомобильной столицей то ли всей страны, то ли всего мира. К 2020 году возле поселка им. А.Космодемьянского на окраине New-Детройта должен случиться грандиозный автокластер. Для чего компаниями «Автотор» и «Magna» будет построено с нуля шесть новых заводов полного цикла по выпуску неизвестно кого, 15 новых заводов по созиданию компонентов для них и город-спутник на 50 000 жителей в красивых домах. То есть за оставшиеся шесть лет возникнет 21 завод (хотя по плану опознавательные черты готовых предприятий и прилагающегося города обещаны в 2018 году). А где добыть для них кадры? Калининградский государственный технический университет до сих пор не учит ни по одной автомобильной специальности. «Автотор» в Калининграде работает 17 лет (первая очередь начала выпуск автомобилей в 1997 году), а инженеры либо самородки, либо привозные. Предполагаемая нехватка специалистов составляет 20 000 человек.
От безысходности председатель горсовета Андрей Кропоткин позвал на помощь поляков и 17 марта обратился к делегации города Эльблонга, что в Варминско-Мазурском воеводстве, до которого по дороге 110 км, с предложением принять наших студентов в своем университете и начать обучение по автомобильным специальностям. Примечательно, что в Эльблонге автозавода нет, а обучение по теме есть, а в Калининграде все наоборот. Поляки от такого предложения впали в задумчивость и осторожно кивнули головой от лица главы города, после чего погрустнели. Расширять на несколько лет возможности своего университета, а потом опять ужиматься до потребностей Польши нелогично. Принять у себя в городе 20 000 русских опасно. Но ведь ближе нет никого, кто бы знал современные технологии и обучал не по заветам кузнеца Бусыгина, а по методикам XXI века, да и почему бы не помочь. Но есть два тяжких вопроса: кто платит и на каком языке учить? Наши инженеры заговорят по-польски или поляки опять перейдут на русский?
А в Тольятти Бо Андерсон не знает куда девать самых высококвалифицированных специалистов страны. Там накопилось несколько десятков тысяч никому не нужных мастеров своего дела, потихоньку увольняемых с завода (-7500 человек в этом году) или упивающихся отпуском всем коллективом. В Нижнем Новгороде Андерсон подарил свободу 50 000 человек… Тысячу человек на днях уволил УАЗ. И никто из них не хочет в Калининград? Тольяттинских вроде бы звали, да почему-то решили научить новых в Польше, а не подобрать этих.
В автопроме России количество лишних людей удивительным образом растет. В 2012 году в стране созидали автомобили 505 000 человек, в 2013 их осталось 470 000, а сейчас выкинут еще и еще. Крымские каникулы и геополитические праздники заканчиваются. Пора выходить на работу. А некуда.