14839

Почему «Toyota» должна заплатить

Японцам устроили показательную порку, предупредив, тем самым, всех остальных
«Toyota» пошла на сделку с совестью и американской прокуратурой – согласилась заплатить штраф в 1,2 миллиарда долларов. Так что, за ложь, приведшую к гибели людей, персонально никто не ответит. А казна США получит еще один источник дохода.
Поделиться

Изображение Почему «Toyota» должна заплатить

Чтобы другим не повадно было. Если вы полагаете, что автопроизводители сплошь белые и пушистые, поспешу вас разочаровать: этот бизнес слишком прибылен, чтобы быть честным. Разные стандартны качества, разные подходы к импортерам, постоянный диктат в отношении дилеров, «потолочное» ценообразование, лобби, эксперименты, в конце концов... Причем, их ставят на клиентах, которые за свои же кровные превращаются в превосходных испытателей! Это – снежный ком, который растет в геометрической прогрессии, и с каждым днем он все больше. Когда-нибудь он превратится в лавину. Многих такая перспектива явно не устраивает, однако, те, кто должен решать такие вопросы, предпочитают сделать на этом деньги.

«Toyota» уже с десяток лет как крупнейший автопроизводитель в мире. И тут его ловят на откровенной лжи и подтасовках. Когда американцы впервые выявили проблемы с электронной педалью газа, речь шла о банальном отзыве. Процедура стандартна: эксперты дефект обнаружили, компания отреагировала и дала указание дилерам его устранить. Однако, японцы, будучи уже тогда самым крупным игроком, заартачились и начали придумывать отговорки, замалчивая масштаб проблемы.

Почему так произошло, в общем-то, понятно: в 80-х они кровью и потом заработали себе репутацию надежного производителя, а, сделав «Lexus» (едва появившись на свет, он оккупировал первые строчки рейтингов покупательской удовлетворенности), окончательно убедили крупнейший на тот момент авторынок в своей компетенции. Затем последовали полтора десятка лет сплошного благоденствия. В течение этого времени машины продавались сами собой, так как все клиенты знали, что Toyota – это достаточно круто, качественно и почти не ломается. Однако, все хорошее имеет обыкновение заканчиваться.

Чем больше ты производишь, тем больше брака получаешь на выходе – это правило, которое до сих пор никто не опроверг, а компания уже тогда уверенной поступью шла к первой строчке. Кроме того, в начале 21-го века японцам пришлось втянуться еще и в технологическую гонку, ибо прежние форматы и шаблоны уже не работали. Однако, массовое и почти авральное внедрение чего-то нового всегда приводит к потере качества.

На эти грабли хотя бы раз наступили все: BMW с «глючной» электроникой, «Mercedes», решивший, что использовать более дешевые «крайслеровские» технологии лучше, чем создавать свои, «Nissan», GM, «Honda», VW... И было бы очень странно, если бы в этом списке не оказалось еще и «Toyota».

Официально первые проблемы с «залипающим» газом были выявлены в 2009 году, однако, спецы из IIHS начали говорить о возможном системном дефекте за пару лет до этого, тем не менее, японцы не отреагировали. Они все еще считали себя самым надежным производителем, тогда как признание наличия оного повлияло бы на репутацию. Но момент они упустили – за расследование массовых инцидентов, некоторые из которых закончились гибелью находившихся в машинах людей, взялась американская прокуратура. Бинго! Казалось бы, вот оно и случилось, но не тут-то было…

Далее последовали первый глобальный отзыв, коснувшийся 10 миллионов автомобилей, публичные извинения президента «Toyota» и удовлетворения коллективных исков от клиентов... Расследование шло своим чередом, но когда оно было почти закончено, оказалось, что властям США нужен не скальп виновного, а дополнительные 1,2 миллиарда в бюджете.

В эту сумму они оценили десяток человеческих жизней, неоднократное менеджерское вранье, из-за которого миллионы людей постоянно рисковали жизнью, а также попытки компании свалить проблему на клиентов. Фактически «Toyota» выиграла, поскольку мы говорим о штрафе. В суде же японцам ничего не светило – они все равно бы получили на руки счет с сопоставимым количеством нулей (еще 400 миллионов уйдет на то, чтобы откупиться от клиентов), но при этом были бы вынуждены сдать нескольких топов, которых бы банально посадили.

В общем, шанс разбить гигантский снежный ком, упущен, причем окончательно. Прояви прокуратура принципиальность, она добилась бы появления судебного прецедента. Что это за подспорье для местной Фемиды, объяснять, надеюсь, не надо. Теперь же был создан другой прецедент, эффективность которого сопоставима с санкциями США против российских чиновников. Генеральный прокурор США Эрик Холдер в ходе пресс-конференции так и сказал: «Я надеюсь, что эта резолюция станет базовой моделью, позволяющей выработать эффективную стратегию в отношении компаний, находящихся в аналогичном положении». Это значит, что его ведомство так и будет продолжать «брать деньгами». Совсем скоро по той же схеме обработают GM, а затем любую провинившуюся компанию. По сути, американцы теперь даже корейцев смогут привлечь за занижение реального расхода. Производители же будут помнить не о том, что врать не хорошо, но о том, что они всегда смогут оплатить прокурорское беспокойство.