Вам наверняка приходилось не один раз слышать, как водитель того или иного транспортного средства уснул за рулем, что затем спровоцировало крупное ДТП. На оживленном торговом пути Москва-Санкт-Петербург не проходит и дня, чтобы какая-то фура не перевернулась из-за переутомления дальнобойщика, который перестал следить за дорогой. Да что там говорить, каждый водитель со стажем хоть раз да управлял автомобилем в состоянии «срочно нужен кофе!» Скрупулезные европейцы посчитали, что на их землях из-за уснувших водителей происходит около 20% всех аварий. Поэтому разработчики транспортных средств не сидят сложа руки и вовсю пытаются найти наилучший способ если не полного устранения, то хотя бы частичного решения этой проблемы.
В 2011 году в рамках итогового награждения автопроизводителей Европейской программой оценки новых автомобилей (Euro NCAP) компания «Mercedes-Benz» получила премию не за удачный краш-тест, а за внедрение в своих моделях системы Attention Assist (позже ее применили «Volkswagen», «Audi», BMW и «Volvo»).
Она основана на чувствительном датчике, который встроен в рулевой механизм и в первые минуты движения оценивает более 70 параметров, изучая манеру вождения. В процессе поездки он постоянно следит за тем, как водитель управляет своим автомобилем и распознает ситуации, в которых человек может оказаться уставшим. В качестве дополнительных параметров система соотносит манеру езды со временем суток и продолжительностью поездки.
Полученные данные позволяют Attention Assist выявить отклонения от нормы, которые позволят ей сделать вывод, что водитель устал. В этом случае система выведет на экран приборной панели изображение горячей чашечки кофе и подкрепит его звуковым сигналом, мол, пора отдыхать. Конечно, водитель может проигнорировать оповещения, но систему так просто не заткнуть: если водитель будет продолжать вести машину в той же сонной манере, то через 15 минут предупреждения прозвучат снова.
Attention Assist работает на скоростях от 80 до 180 км/ч, в отличие от схожего ассистента Ford Driver Alert. Американцы взяли за основу фронтальную камеру, которая постоянно следит за положением автомобиля в полосе. Если программа заподозрит, что водитель устал, она выдаст ему визуальное а звуковое предупреждение. Причем у «Ford» может быть два предупреждения – слабое и сильное, которые зависят от степени оценки усталости водителя. Также особенностью системы является шкала уровня усталости, которую можно посмотреть в приборной панели и заранее понять, что «всевидящее око» уже что-то заподозрило.
Зачастую все эти системы дают сбой и трубят тревогу почем зря. Избежать ложных срабатываний и сделать настоящий прорыв в области систем слежения за усталостью водителя планирует шведская «Volvo». Уже на новом поколении внедорожника XC90 шведы хотят внедрить систему, основанную на датчиках инфракрасного света. Последние будут интегрированы в приборную панель и смогут определить, куда смотрит водитель, насколько широко открыты его глаза, положение и наклон головы. Система «Volvo» будет активная, то есть автомобиль сможет самостоятельно подруливать и удерживать себя в полосе, тормозить и уворачиваться от соседних транспортных средств. Эти функции будут основаны на уже существующих системах удержания автомобиля в полосе движения, мониторинга «мертвых зон», адаптивном круиз-контроле и так далее. Если водитель устал, они будут срабатывать гораздо раньше, чем в обычных ситуациях.
Человек не способен заметить инфракрасный свет, а потому ничто не отвлечет его от управления, зато система сможет понять, закрыл ли водитель глаза и в какую сторону он сейчас смотрит. Если водитель начнет засыпать, его разбудит сигнал тревоги. Дополнительные возможности, которые «Volvo» хочет реализовать посредством новой системы, позволят настраивать внешнее и наружное освещение машины в соответствии с направлением взгляда водителя. Инфракрасный датчик даже сможет узнать конкретного человека и заранее подстроить под него сиденье и руль. Начитавшись новостей про слежки за пользователями через устройства Apple и Google, шведы особо подчеркивают, что их система не будет сохранять изображения водителей и прочую частную информацию.
Конечно, все системы слежения за усталостью водителя, каким бы продвинутыми они не были, не способны избавить мир от ДТП. Пока они не могут пройти вместе с вами в кафе и посмотреть, выпили ли вы кофе до конца или сделали лишь глоточек, сколько часов вы поспали, не болит ли у вас живот и тому подобное. Также кажется невероятной остановка для отдыха где-нибудь по дороге от Иркутска до Якутска в феврале по требованию электронной системы, которая пристально смотрит в лицо водителю и понятия не имеет, что в минус 60 по Цельсию остановок лучше не делать. Но даже самый низкий процент спасенных жизней лучше, чем ничего, правда?