Увы, но отечественная бюрократическая машина неимоверно и необоснованно затянула все процессы. И в итоге 1 апреля случится конфуз — новые «права» изменятся только внешне, не неся никакого нового, предусмотренного законами, функционала.
Так, несмотря на то, что документ будет содержать категорию «М» (мопеды, скутера, легкие квадрики), подкатегории «А1» (легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров), «В1» (квадроциклы и трициклы), «С1» (грузовики до 7,5 тонны), «D1» (автобусы до 16 мест), «С1Е» и «D1Е» (последние дают право на управление машинами соответствующих подкатегорий с прицепом), гаишных отметок в этих полях не появится! Как не появится в графе «Ограничения» отметка «AT», свидетельствующая о том, что вы обучались в автошколе исключительно на машине с «автоматом» и не имеете право управлять транспортным средством с механической трансмиссией.
Хотя, если быть точным, отметки о новой категории и подгатегориях появятся с 1 апреля только у водителей, обменивающих удостоверения при условии, что имеющаяся категория поглощает подкатегорию. Другими словами, категория «М» автоматически откроется для всех, кто имеет «права» с любой открытой категорией, а подкатегория «С1» автоматически станет доступна людям, имеющим категорию «С». Но это, повторимся, касается только тех, кто обменивает «корочки» в связи с окончанием их срока действия.
А вот подростки, имеющие право получить «права» с категорией «М» в 16 лет, их не получат. И блондинки, желающие учиться только на «автомате», сделать этого, вопреки закону, не смогут. Точно такая же ситуация и с гражданами, желающими впервые получить в/у по новым подкатегориям. Просто потому, что не смогут пройти обучение по ним. Другими словами, новые «права» являются большей частью фикцией.
И все потому, что разработанные Минобром совместно с ГИБДД, Минтрансом и Минобром новые программы обучения водителей, которые должны были вступить в силу по меньшей мере месяц назад, торпедируются (иначе и нее скажешь) другими министерствами — Минюстом и Минэкономразвития. Причем, как уже не раз писал «АвтоВзгляд», по надуманным причинам. И, что характерно, в угоду тем автошколам, что, работая по «серым» схемам, выпускают на дорогу недоучек — суть потенциальных убийц. Любопытно, что сегодня это понятно даже людям, на первый взгляд очень далеким от проблем безопасности дорожного движения:
— Стандартизация автошкол, в том числе предложенная Минобром, необходима: ПДД постоянно обновляются и дополняются, в отличие от программ некоторых частных автошкол, которые обучают своих посетителей по удобному для них курсу, — размышляет Роман ПРИХОДЬКО, генеральный директор «Ауди Центр Варшавка», ГК «АвтоСпецЦентр». — И принятие данной инициативы отразится в первую очередь на подобных заведениях, которым придется либо пересмотреть свою программу для прохождения ряда проверок, либо уйти с рынка. На официальных крупных автошколах принятие законопроекта никак не отразится, тем более что предполагается, что программа будет не фиксированной, а рекомендованной. Такие школы и должны, и готовы быть прозрачны, подконтрольны и сертифицированы. При этом стоимость обучения в крупных автошколах сейчас приблизительно одинакова – цены на порядок ниже наблюдаются как раз в «подвальных» заведениях. При этом хочется отметить тот положительный фактор, что с ужесточением параметров сдачи внутренних экзаменов в автошколах и отмены возможности самоподготовки для получения прав категорий «А» и «В», должны значительно сократиться очереди на сдачу экзаменов в ГИБДД и уменьшится количество кандидатов в водители, по десять раз приходящих пересдавать экзамены…