Сегмент компактных SUV растет как на дрожжах, невзирая на общее падение рынка новых автомобилей: в России он стал чуть ли не единственным в 2013 году, показавшим рост. Причем кроссоверы сегмента B (Nissan Juke, Opel Mokka) стали популярнее на 18%, а сегмента C (Volkswagen Tiguan, Mazda CX-5) — на 15%, схожая ситуация и в Европе. Немудрено, что автомобильные бренды, в модельной линейке которых нет ни одного кроссовера, можно пересчитать по пальцам. Если не брать в расчет «Ferrari» и иже с ней, то из «народных» марок обделенными остались разве что «Alfa Romeo», «Daewoo», LADA (и то отчасти), да испанский SEAT. И какие-нибудь местечковые «китайцы», о которых россиянам пока ничего не известно. Практически каждая из них, так или иначе, работает на созданием «паркетника», без него сейчас трудно и невыгодно.
К заветной цели SEAT идет уже давно, но пока довольно медленно: на прошедшем Женевском автосалоне был показан полноприводный универсал Leon ST 4Drive, а в Париже дебютирует его вседорожная версия Leon X-Perience, созданная по образу и подобию Skoda Ocatvia Scout, Volkswagen Passat Alltrack и так далее. У X-Perience тоже будут полный привод, увеличенный дорожный просвет и пластиковые накладки по кругу. Но вседорожный универсал по-прежнему будет относиться к семейству Leon. Формально у испанцев есть еще и Altea Freetrack, но это все равно модификация, а не отдельная модель. Хотя российски офис марки вовсю пытается убедить клиентов в обратном, для этого с продажи даже сняли обычный Altea... В общем, SEAT нужен настоящий кроссовер, который бы и выглядел соответствующим образом, и назывался бы как-нибудь иначе.
Слухи о такой машине ходили давно, но официальное подтверждение от SEAT пришло только 26 марта, во время итоговой пресс-конференции руководства марки. Оказывается, SEAT работает над новым кроссовером уже два года, еще два компании потребуется на доводку, маркетинг и «заманивание» аудитории различными тизерами и шпионскими фотографиями. В итоге, на конвейер машину поставят только в 2016 году.
В SEAT утверждают, что новый автомобиль разрабатывается в техническом центре в Марторелле, где над проектом трудятся 900 инженеров. Насколько самобытным он окажется? Ответ на этот вопрос может предоставить хэтчбек Leon, который, по сути, является «урезанной» версией Volkswagen Golf. Обе модели базируются на модульной платформе немецкого концерна MQB, но если «Гольф» оснащается многорычажной подвеской с моторами мощностью от 125 л.с., то «Леону» она дозволена только с двигателями, выдающими более 150 л.с. Материалы отделки «испанца» проще, шумоизоляция похуже, подход к мелочам не такой немецкий, список опций не столь обширный. Но при этом Leon позиционируют как спортивный автомобиль: на то у него есть 180-сильный мотор 1.8 TSI, которого нет у Golf, а также «горячая» версия Cupra с весьма соблазнительной внешностью и эксклюзивными полностью светодиодными фарами.
Кроссовер SEAT также должен иметь схожую рецептуру с каким-то донором от «Volkswagen», и донор появится в 2015 году. Это будет новое поколение VW Tiguan, которое дебютирует на год раньше испанского «паркетника» и, в итоге, поделится с ним своей платформой.
Для линейки компактных SUV класса C немцы и испанцы применят ту же модульную «тележку» MQB: со скручиваемой балкой для переднеприводных версий и с безальтернативной многорычажкой для полноприводных исполнений. К ней как нельзя лучше подходит новый бензиновый двигатель 1.4 TSI серии EA211 мощностью 140 л.с. (250 Нм) с алюминиевым блоком цилиндров, ременным приводом ГРМ и системой отключения двух цилиндров, а также новые моторы 1.8 TSI и 2.0 TSI серии EA888. Дизельную линейку будет представлять агрегаты TDI серии EA288 объемом 1,6 и 2,0 литра. За передачу тяги к колесам будут отвечать механическая трансмиссия и 6- и 7-ступенчатые «роботы» DSG с двумя сцеплениями, за подключение задней оси — электронная муфта Haldex пятого поколения.
Tiguan от SEAT будет создан по образу и подобию тандема Golf/Leon — с использованием тех же технологий, но отличающийся внешним видом и оснащением. Причем это может сработать на руку испанцам, ведь последнее время практичные кроссоверы выходят из моды, а предметом желания становятся неординарные автомобили вроде Range Rover Evoque и Nissan Juke. После появления второй генерации Nissan Qashqai одними только светодиодными фарами покупателя не удивишь, окрашенные в отдельные от кузова цвета крыши тоже не новость, поэтому дизайнерам из Марторелля придется изрядно потрудиться. Не исключено, что вместе с серийным Leon X-Perience в Париже блеснет прототип будущего кроссовера, на котором разработчики проверят реакцию европейской публики.
Первая подобная попытка была сделана в 2007 году во Франкфурте, где был показан концепт SEAT Tribu, ставший первым полноценным проектом дизайнера Люка Донкервольке, работавшего до этого в «Lamborghini». Однако ему было суждено отправиться в долгий ящик, так как до 2011 года испанцы даже не намекали на возможность появления такой машины в линейке. Однако, на Женевском автосалоне представили концепт IBX, заявили, что это не просто дизайнерский макет, а предтеча первого в их истории полноценного «паркетника».
В его внешности, кстати, уже не было ничего необычного. По сути, он представлял собой слегка перелицованный Tribu, но только в трехдверном исполнении. Кстати, такая компоновка в будущем может стать отличительной особенностью модели, поскольку с донорским Tiguan ничего подобного не случится, ибо немцы никогда не пожертвуют практичностью.
Расстраивают тут несколько фактов. Во-первых, ради унификации производства (читай, экономии денежных средств) салон кроссовера будет скомпонован по образу и подобию нынешнего Leon. Руль, логика центральной консоли, приборная панель, кресла — все это будет перенесено на кроссовер без особых изменений. Во-вторых, от Tiguan условный серийный IBX будет отличаться более простыми решениями в отделке. Иными словами, в нем не будет ворсистой обивки в дверных карманах, резиновых прокладок в подстаканниках и нишах. У него опять же будет более простая и, как следствие, менее эффективная шумоизоляция... Наверняка найдется место и для дополнительных «обрезов» экономического характера, но при этом далеко не факт, что автомобиль окажется более дешевым. Для VAG «политика партии» – это святое. Если боссы в Вольфсбурге решили, что SEAT в корпоративной иерархической лестнице должен стоять на том же уровне, что и родительский VW, так и будет, и никакие увещевания дилеров, намекающие на второстепенный статус марки (в глазах типичного клиента) тут не помогут. Хотя нам кажется, что восстановление реноме испанского бренда стоило бы проводить по той же схеме, по которой немцы сработали в случае с «Skoda», аккуратно восстанавливая статус по кирпичику, заодно приручая миллионную армию клиентов. Но они решили, что так будет лучше.
Впрочем, если вариант с кроссовером удастся, те, кто в свое время изобретал стратегию развития SEAT могут оказаться на коне. В 2013 году испанцы продали 355 тысяч автомобилей, что на 10,6% больше, чем годом ранее. Мало того, они смогли впервые за долгое время хоть что-то заработать. Немного. Всего 6,5 миллиона евро. Однако если вспомнить, что начиная с середины 2000-х марка считалась хроническим реципиентом, а в наиболее сложные для концерна периоды еще и неизлечимым (несколько раз в Вольфсбурге вполне серьезно обсуждали вопрос закрытия или продажи этого актива), это весьма обнадеживающий результат. При этом, почти треть продаж (102 тысячи машин) обеспечило новое семейство Leon.
Так что в одном можно не сомневаться: несмотря на немыслимую задержку с релизом, компактный SUV от SEAT станет одной из самых востребованных моделей не только в текущей линейке, но и в истории марки в целом. В этом классе покупатель уже не будет рассматривать машину только лишь как копию. Ему будет более чем достаточно того, что это плоть от плоти новый Tiguan, но более оригинальный и, как минимум, не более дорогой. Такая схема до сегодняшнего момента срабатывала почти всегда. В отличие от той, что применялась для SEAT до последнего времени, из-за чего бренд стал похож на склад бэушных Audi.