То, что возрожденный «Datsun» не совсем тот «Datsun», о котором постоянно вспоминают в «Nissan», известно давно. В Индии он один, в Индонезии – другой, в России – третий. Технология проста: берем недорогую местную модель, меняем дизайн, перевешиваем шильдики, добавляем некоторое количество денег в прайс и вуаля – новый бестселлер! Открыто об этом, разумеется, никто не говорит. Напротив, массы всячески стараются убедить в том, что новинку специально разрабатывали с учетом местной специфики, гоняли по полигонам, по разным климатическим зонам, различным покрытиям, грунтовкам, снегам и пустыням… По той же схеме нас полтора года назад знакомили с Nissan Almera, забыв при этом рассказать, что на самом деле она представляет собой перелицованный Renault Logan.
С другой стороны, кто из производителей сегодня не гоняет свои «глобальные платформы», штампуя на одной «коляске» по пять-шесть машин-близнецов? Если это может позволить себе VW и GM, почему бы не провернуть такую же историю и в нижнем ценовом сегменте? В конце концов, как сказал Гон, эти модели не конкурируют, а дополняют друг друга, заполняя все пустующие зоны. И тут он, пожалуй, прав. С выпуском седана Datsun on-Do (а у нас на рынке он будет называться именно так), «Renault-Nissan» фактически завершил охват класса лоукостов. Где на входе расположилась Granta (от 279 000 до 448 800 рублей), вслед за ней – представленная позавчера новинка, за ней – первый Logan (от 361 000 до 478 000 рублей), который еще некоторое время будет производиться параллельно со вторым поколением, топ при этом заполняет Almera (от 459 000 до 576 000 рублей) и вторая генерация Logan, которая, разумеется, будет дороже предшественника.
Но суть тут, в общем-то, не в этом. С точки зрения бизнеса франко-японский альянс сделал весьма приличное предложение. Пока немцы пытаются понять, как же им все-таки зайти в самые нижние сегменты рынка, «Renault-Nissan» его вовсю обживает, не оставляя им даже крошечного пространства для обходного маневра. Однако я пока не могу понять, как они собираются убедить клиентов, что «Datsun» это именно то, что им действительно нужно, тем более, что на рынке присутствует еще и более доступная альтернатива – LADA Granta, копией которой он собственно, и является.
Можно предположить, что в качестве основного стимула покупатели будут рассматривать ценник, тем более, что во время презентации Карлос Гон в очередной раз подтвердил, что стоить седан будет до 400 000 рублей. Тем не менее, стартовая стоимость тут всего на 40 000 рублей ниже, таким образом, топовые исполнения Granta, оснащенные тем же 87-сильным 8-клапанным мотором, оказываются чуть дешевле. Последнее обстоятельство, к слову, сильно влияет на главного идеологического кита «Datsun» – «доступность».
LADA доступнее – это неоспоримый факт. А учитывая, что «японец» даже не пытается казаться более пафосным и даже иностранным, многие лишенные предрассудков клиенты наверняка предпочтут сэкономить 15-20 тысяч на одном только шильдике. Не будем забывать также, что машины фактически собираются на одной конвейерной нитке, более чем вероятно и то, что де-юрэ являясь иномаркой, on-Do окажется еще и более дорогим в обслуживании.
Под угрозой и второй японский кит – «Trust». Доверие в автопроме значит довольно много, и «Nissan» пока серьезных поводов усомниться в своей компетенции не давал, однако в случае с «Datsun» ситуация выглядит немного иначе. Под иномарочной «шкурой» скрывается машина построенная и разработанная в России, собирается она в Тольятти, теми же руками и на том же оборудовании, которые причастны к Granta. Теоретически новый менеджмент поставлен руководить АВТОВАЗом как раз для того, чтобы подтянуть культуру производства до необходимых стандартов, но для рядового клиента это пока не более, чем простые обещания, которыми его кормили на протяжении последних пятнадцати лет. Но за то время менее «заколдованным» это место так и не стало.
Иными словами, если японцы не врут, и они действительно способны качественно повысить культуру производства на главном автомобильном заводе нашей страны, а потом еще и удержать ее на должном уровне, в то, что «Datsun» – это не LADA образца начала нулевых, люди поверят года через три-четыре.
Таким образом, единственным сильным аргументом, который мог бы стимулировать к покупке именно on-Do является его дизайн. Пропорции, основные линии и габариты здесь по сути те же: японский седан длиннее на 80 мм, ширина, высота и размеры колесной базы при этом идентичны, но оформлена новинка поинтереснее. Это касается и оптики, и обвеса. Да и внутри он, в общем-то, посовременнее. Лет семь назад это обстоятельство существенной роли бы не сыграло, но сегодня даже в бюджетном сегменте клиент предпочитает слегка переплатить за красоту, чем ездить на безликом «кубике».
Эту тенденцию, кстати, легко проследить по динамике продаж Renault Logan – в последнее время спрос на модель неуклонно снижается. Хотя хуже она за годы своего существования не стала. Дело в том, что в непосредственной близости от него расположились те же VW Polo, Hyundai Solaris c KIA Rio, а вскоре эта группа пополнится его собственным последователем и Skoda Rapid. В общем, борьба в сегменте В+ осложнится. Очевидно, что подобный перехлест случится и в противостоянии Granta и on-Do. Однако каким образом это отразится на дуэлянтах – большой вопрос. Возможно, целевые аудитории этих машин действительно окажутся слишком различными, но не исключено также, что Datsun банально «сожрет» топовые Granta. Или все случится с точностью до наоборот, ведь выбирая LADA клиент пожертвует иностранным шильдиком, но при этом получит более мощный двигатель. В общем, посмотрим. В июне первые товарные on-Do сойдут с тольяттинского конвейера…