А как громко, под фанфары и софиты олигарх Прохоров в 2010 году объявлял о начале разработки первого во вселенной посконно-русского гибридомобиля! Художники-футуристы из руководства «Ё-Авто» смелыми мазками рисовали перед раскрытыми ртами представителей СМИ как здорово будет ездить простому русскому на машине, оснащенной чуть ли не газотурбинным двигателем и суперконденсаторами в качестве аккумуляторов электроэнергиии. И все это – за совершенно смешные деньги: на финансирование проекта тогда выделялось 150 млн онексимовских евро. А на выходе получалась народная машина за 350-400 000 рублей!
В последствие, правда, выяснилось, что под капотом «ё-мобиля» пришлось поселить древний 1,4-литровый двигатель производства FIAT, а электронику и прочие аккумуляторы тоже пришлось импортировать. То есть, исконно-посконными в «ё-мобиле», по большому счету, оказались лишь пространственная силовая рама да пластиковые панели корпуса, которыми ее обвешивали.
Про экономичность российского гибрида перестали говорить после самоубийственного тест-драйва для представителей прессы. Собственно, там и выяснилось, что после пары сотен метров разгона, когда выдыхаются аккумуляторы, итальянский моторчик начинает жрать по 15-20 литров бензина на 100 километров пробега. И половина из предоставленных в распоряжение прессы машин очень скоро ни с того ни с сего «умерли», отказавшись не только ехать, но и вообще подавать признаки жизни.
Не менее печально для инвестора складывалась проистекала и финансовая жизнь проекта. То, что первоначально заявленными 150 миллионами евро дело явно не обойдется было ясно всем, кто хотя бы краем уха слышал об автопроизводстве. Новая модель требует нескольких миллиардов инвестиций, а олигарх явно не горел желанием вбухивать такие деньги в сомнительного качества самобеглый экипаж. Не спроста же весь этот проект с самого начала больше напоминал PR-компанию, а не производственную программу. По неофициальным данным в «ё-мобиль» высосал несколько сотен миллионов евро из карманов своего отца-основателя. И, видимо, потребовал еще больше. В результате надоевшая, но дорогостоящая игрушка окончательно вывела из себя своего владельца и он решил от нее избавиться раз и на всегда.
«В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно», – цитирует разосланный в СМИ пресс-релиз гендиректора «Онэксима» Дмитрия Разумова.
Хотя, если отбросить лукавые ужимки пиарщиков, компании пришлось бы признать, что «реализовать проект производства» русского гибридомобиля не удалось бы никогда. По крайней мере, в том же техническом виде, с тем же менеджментом и с тем же финансированием что и сейчас. А тут очень удачно подвернулась «текущая экономическая ситуация»!
Так или иначе, приходится констатировать, что широко и, надо признать, грамотно разрекламированный, но технически и финансово несостоятельный проект первого российского гибридного авто умер естественной смертью. И прах его будет захоронен в архивах ФГУП «Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института»: группа «Онэксим» заключила соглашение с НАМИ о передаче основной технической документации по платформе "ё-мобиля" в безвозмездное пользование.