Депутат Михаил Сердюк от имени партии «Справедливая Россия» внес в Госдуму РФ законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О рекламе». Текст поправок занимает не так уж и много — всего один лист формата А4 с буквами, написанными 14 шрифтом «Times New Roman». Однако в документе содержатся запреты на то, ради чего автопроизводители тратят миллионы долларов — разработку, дизайн, безопасность и так далее. Разберем по полочкам предложения депутата.
«Законопроектом предлагается обязать рекламодателей автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей) указывать стоимость (цену) автомобилей (автотранспортных средств) в демонстрируемой комплектации, то есть указывать под «красивым изображением» автомобиля на рекламе цену не базовой комплектации автомобиля (которая обычно на сотни тысяч рублей меньше), а цену фактически демонстрируемого на изображении автомобиля», — поясняет Сердюк. Однако в предложенных им поправках запретов оказалось куда больше, а их трактовка — размытая и зачастую малопонятная.
Законопроект предлагает ввести дополнительную статью 30.2 к уже существующим 30 и 30.1 ФЗ «О рекламе», в которых говорится о порядке рекламирования услуг по заключению договоров ренты и договоров пожизненного содержания с иждивением, а также деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации. Не будем сейчас вникать в термин медиация, ведь новая статья интереснее и будет звучать так: «Реклама автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей) о продажах автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей) с использованием изображений демонстрируемого внешнего вида товара (экстерьера)». Помимо знания термина «экстерьер» господин Сердюк в своем законопроекте особо отмечает, что автотранспортные средства — это не совсем легковые автомобили, или легковые автомобили — это не совсем автотранспортные средства. Фраза «в том числе», написанная в скобках о легковых автомобилях, звучит как нечто личное, или до грузовиков и мотоциклов депутату нет никакого дела?
Первый запрет звучит так: реклама автотранспортных средств (конечно же, это легковые автомобили) «не должна создавать впечатление о том, что демонстрируемое изображение товара соответствует указанной на нем заявленной покупной цене или стоимости». О чем хотел сказать депутат? Он хочет, чтобы изображения Hyundai Solaris не было рядом с его ценой в рекламе? Ведь люди реально могут подумать, что базовая комплектация седана стоит 467 900 рублей.
Второй запрет еще более заковыристый: реклама (автомобилей, - прим.) не должна содержать выражение благодарности физическими и/или юридическими лицами в связи с приобретением конкретного вида, модели, типа, комплектации, модификации автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей). То есть фраз «Спасибо Управе президента РФ за покупку двухсот Audi A6!» мы с вами видеть не должны, иначе кто-то, скорее всего из депутатов, может начать завидовать.
Также Сердюк предлагает запретить в рекламе авто создание впечатления «о преимуществах технических характеристик автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей) исключительно путем ссылки только на факт проведения различного рода испытаний и технических тестов». Забудьте о том, что в рекламном ролике нам напомнят о выдающихся достижениях в независимых краш-тестах Euro NCAP, что Mazda6 разгоняется до «сотни» за 7,8 секунды и так далее.
Также Сердюк хочет запретить использование в рекламных целях фото- и видеоизображений если рядом указана цена, не соответствующая изображению демонстрируемого внешнего вида. Это наиболее понятная часть законопроекта, так как обычно в рекламе мы видим топовую комплектацию автомобиля и фразу «от … рублей». Причем, этой суммы рублей явно недостаточно для приобретения той самой топовой версии, что отображена на картинке. Однако во всех СМИ рядом с ценой стоят сноски, повествующие о том, что цена указана для базовой комплектации. Да, они слишком маленькие и зачастую их нельзя прочесть даже внимательному гражданину, например, в телевизионной рекламе, где на это просто не хватает времени. Если законопроект вступит в силу, то автопроизводителям придется решать, что поставить на рекламный баннер: то ли заманчивую цену, то ли машину со светодиодными фарами и большими дисками.
Сердюк также предлагает запретить при использовании фото или видео автомобиля «введение в заблуждение потребителя (покупателя) посредством указания нефиксированных ценовых характеристик рекламируемых автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей)». О чем это он? Наверное, о 20-дюймовых дисках, которые считаются дополнительным оборудованием.
Но почему только автомобили? За что депутат Сердюк так сильно рассердился на автопроизводителей? Почему в рекламе парфюма нам показывают стройных красавиц и мужчин с кубиками на животе? Давайте будем рекламировать Chanel только при помощи реальных полных женщин, которые ими пользуются. Их же можно показывать в рекламе средств для коррекции фигуры. Но если депутатам не нравятся только автомобили, то почему только цена и изображение? Из колес Nissan X-Trail, вон, выскакивают «робособаки»: так не бывает — запретить! Дилеров надо обязать предоставлять для клиентского тест-драйва в автосалоне все комплектации конкретной модели, а то впечатления от BMW 335i создаются совсем не те, что от 320i… А это гадкое слово «кроссовер» вообще сбивает с толку — то ли дело «легковой автомобиль» и «автотранспортное средство»!
Вся эта филькина грамота от Сердюка похожа на стон обиженного в автосалоне клиента. Разница заключается лишь в том, что клиенты обычно пишут жалобы и идут выплескивать негодования на интернет-форумы, а депутат может обернуть свои слова в законопроект. Если поправки примут, машин в рекламе мы больше не увидим, ведь они могут (мама дорогая!) создавать впечатление о том, что демонстрируемое изображение товара соответствует указанной на нем заявленной покупной цене или стоимости… А если так, то хотелось бы видеть фото и видео Михаила Сердюка без макияжа, очков и костюма с галстуком — реального, так сказать, депутата.