Где, в общем-то, никто не скрывает – в НАМИ. Фактически оба частных проекта перешли на гособеспечение. С той лишь разницей, что Ё-мобиль может дать хоть какую-то базу, а «Marussia» так и останется безмерно дорогой и совершенно бесполезной игрушкой, продолжающей вытягивать их бюджета вполне приличные деньги. Вы спросите: каким образом? Но здесь все предельно просто. Компания вместе с НАМИ фактически выиграла конкурс на разработку автомобилей для проекта «Кортеж», а его стоимость только на стадии проектирования оценивается в 3,6 миллиарда. Мало того, эти деньги туда уже даже влить успели.
Это, кстати, в три раза больше, чем было вложено (официально) в «Ё Авто». Но в любом случае, чтобы отказаться от такой кормушки в России, нужно быть полным идиотом, поскольку, даже если ты «обзырянишься», тебе все равно ничего не светит. То есть, не грозит. Ну пожурят немного, но не посадят же. А даже если и посадят, то всегда амнистия какая-нибудь подоспеет... В общем, скорее всего, официально проект не закроют. Он так и будет висеть этаким зонтиком, хотя реально за ним кроме названия уже ничего не будет.
Заводская формульная «конюшня», как видно, канула в Лету. От нее остался только бренд. Пуско-наладочные работы на финском заводе «Valmet Automotive», где планировалось собирать суперкары, так и не были начаты, хотя два года назад это считалось делом решенным. Впрочем, Фоменко и Ко от денонсации прежних договоренностей сегодня уже ни холодно и не жарко: за все время своего существования «Marussia» осилила лишь пару десятков ходовых прототипов, да пяток товарных машин, одна из которых стоит в бутике в Монако, а еще четыре, судя по всему, были даже не проданы, а подарены пиара ради. С такими темпами продаж авто можно вручную изготавливать в любом отапливаемом и относительно чистом ангаре, облизывая каждый болтик и покрывая его сусальным золотом – у спецов из AMG скорость выпуска машин на порядок выше, а они над каждым мотором трудятся, как кардиохирурги, в белых халатах и перчатках. Иными словами, финны тут – слабое звено.
Свои, впрочем, тоже не угодили: сотрудников в «Marussia» почти не осталось. По слухам зарплату там стабильно не платят уже около года, притом, даже обещаниями не кормят. В результате из полусотни человек, работавших над проектами, сейчас в штате числятся дай бог, чтобы десять-пятнадцать (по данным «Газеты.Ru» их вовсе осталось лишь семь человек). Остальные уже в НАМИ трудоустроились. Чтобы продолжить работать над «Кортежем»...
В общем, эта кормушка пока не схлопнулась. И вряд ли схлопнется в ближайшее время. Ее не признают бесперспективной до тех пор, пока не будут распилены выделенные Минпромторгом 3,6 миллиарда. Но на очереди еще около двадцати... Проблема в том, что по их итогам придется уже готовый продукт показывать – тот самый пресловутый лимузин для первых гослиц. Но пока в нем нет ничего, даже дизайна. То, что периодически всплывает в интернете – эскизы, созданные «Марусей», но выглядят будущие членовозы, будто рисовал их похмельный «пэтэушник» в перерыве между физкультурой и трудом за бутылку пива.
Marussia В1 и та как танк смотрелась, хотя и позиционировалась как суперкар мирового уровня, а тут складывается впечатление, что машины хотят производить из гранита, причем, с помощью динамита – откалывая бесформенные куски породы и слегка обрабатывая их долотом и напильником. Идеальная машина на случай ядерного апокалипсиса: максимум металла, минимум остекления и выступающих деталей. Ей пары бойниц не хватает и пулеметной турели на крыше. Ездить она уже не будет, но как ДОТ сгодится...
Притом, альтернатив этому безобразию пока не видно. Так что забудьте про 2016-й год, это также реально, как серийный Ё-мобиль. Как заявления Прохорова, что ему предлагали 350 миллионов долларов за технологии. Да и сам по себе «Кортеж» столь же реален.
Крупным игрокам его не отдали – ГАЗ, тогда еще ведомый Бу Андерссоном тогда продешевил. В Нижнем собирались вписаться в 10 миллиардов, тогда как «Marussia» вместе с НАМИ выдали смету в четыре раза большую. Теперь швед рулит франко-японским АВТОВАЗом, а ГАЗ спокойно осваивает новую «Газель». Все остальные производители в нашей стране либо принадлежат иностранцам (а отдать им «Кортеж» неприемлемо), либо занимаются контрактной сборкой, то есть собственной конструкторской базы у них нет и не предвидится.
В такой ситуации остаются частники, однако независимого автопрома в России тоже нет. Он в нашей стране не приживается. И не приживется, поскольку к любому такому проекту тут же прилипает армия алчных умников: эффективных менеджеров, экономистов и маркетологов, которые моментально принимаются доить спонсора, в хвост и в гриву эксплуатируя тех же инженеров и конструкторов. А если дело до производства дойдет, к последним еще и технологи добавятся, которые у нас и так в диком дефиците. Но «настоящего эффективного манагера» такие мелочи никогда не волновали, в отличие от собственного оклада и «парашюта». Он как зомби – нападает на все, что движется и пожирает жертву, пока в поле зрения не появится что-то более свежее. Притом, с каждым разом миграция дается им все легче, поскольку в послужном списке появляется стаж и «опыт работы на аналогичной должности». А это для потенциального работодателя «наше все». Он ведь тоже не знает «как?!!», и не знает тех, кто знает. А этот опытный чудак со странным сине-зеленым лицом, кривыми зубами и выпадающими глазами вроде бы знает...