Нет, даже не собираюсь говорить о том, что результаты национальной премии «Автомобиль года в России» сфальсифицированы, а каждая категория проплачена конкретным автопроизводителем. Сейчас не об этом. Представим, что все произошло честно, открыто и по всем законам, установленным организаторами. Но задумайтесь, как это происходит?!
Конкурсы «World Car of the Year», результаты которого объявляют в рамках автосалона в Нью-Йорке, и аналогичный «European Car of the Year», победителя которого называют на моторшоу в Женеве, организованы не одним издательским домом, как «Автомобиль года в России». В качестве экспертов там выступают автомобильные журналисты со всего мира (или Европы в случае с European Car of the Year), которые собирают все модели, вышедшие в финал, в одном месте, затем кропотливо тестируют их и называют лучшую. Да, субъективность здесь присутствует, но победитель в итоге один, а подкупить главных редакторов крупнейших изданий планеты…
Организаторы премии «Автомобиль года в России» изначально поставили своей целью выяснить не самую лучшую модель среди всех, а разделить их на множество категорий, коих в этом году аж целых 23. Во-первых, этот подход сулит большие рекламные барыши, ведь заинтересованных, как и победивших становится в десятки раз больше. Во-вторых, появляется множество откатов в виде пресс-релизов, наклеек на стеклышках победивших машин в автосалонах и прочих «фидбэков» от автомобильных компаний.
«Автомобиль года в России» настаивает на том, что выбирать лучших должны простые люди, не эксперты отрасли с «замыленным» взглядом на вещи и собственными предпочтениями, а простые, как выражаются организаторы, автолюбители. Но много ли автолюбителей среди голосующих?
В течение трех месяцев любой желающий может проголосовать за лучший автомобиль в 23 номинациях кучей способов, включая официальный сайт премии, заполнив анкету в печатном каталоге премии и отправив ее по почте, а также через SMS. При этом голосовать за всех вовсе не обязательно, достаточно выбрать всего одну машину, остальные галочки, если что, за тебя проставят.
Насколько вообще эта премия может считаться российской, если люди из любой точки планеты могут принять участие в голосовании и повлиять на окончательный результат? А если вы владелец Hyundai Solaris, то сможете ли вы отдать свое сердце седану Volkswagen Polo?
Как вам сообщения на форумах вроде этого, озаглавленного «Автомобиль года в России 2014 - помогаем Солярису» (орфография и пунктуация сохранена, — примечание «Автовзгляд.ру»): «Солярис может стать трехкратным автомобилем года. 1 января стартовал очередной национальный конкурс по определению лучшего автомобиля года. По традиции можно проголосовать за ваш любимый автомобиль бесплатно и множеством различных способов. Разумеется, в конкурсе принимает участия и Хендай Солярис, который в 2014 году обновится. Самый популярный автомобиль России уже побеждал в малом классе в течение двух последних лет и имеет хорошие шансы сделать это вновь. Особенно, если клуб его поддержит. Открываем сайт премии autogoda.ru или кликаем по баннеру ниже, выбираем малый класс и голосуем». К этим же людям с удовольствием присоединится весь офис «Hyundai», а сотрудников завода под Санкт-Петербургом и вовсе обяжут сделать это за то, чтобы уйти в пятницу на час пораньше. Это же виртуальный флешмоб какой-то! Кстати, победил в своей номинации именно Solaris, а «Hyundai» стала самой любимой маркой россиян.
Но члены фан-клуба хотя бы знают, за что голосуют, а много ли 13-летних прыщавых «троллей» из числа голосовавших прокатились на Aston Martin DB9 Volante? Bentley Flying Spur победил в одной из номинаций, по какому принципу и какими подростками он выбран? Много ли менеджеров среднего звена видели живьем Porsche 918 Spyder стоимостью миллион евро? Теперь есть и объяснение тому, что «Порше» проиграл в номинации «кабриолеты и родстеры премиум-класса», а лидером оказался Audi R8 Spyder. Название этой марки хотя бы на слуху, хотя и такой автомобиль многие из проголосовавших не встречали и, возможно, никогда не повстречают на дорогах своего родного города.
Кстати, номинации и машины, которые в них попали, вызывают только смех и презрение. «Малый средний класс», «Лучшее купе» и «Лучшее купе премиум» — что это такое? Это по какой классификации вообще? В номинации «Лучший легкий фургон» побеждает Volkswagen Transporter, а «Лучшим фургоном» становится Ford Transit. Ребята, это машины одного класса, как они попали в разные номинации? Volkswagen Multivan вообще оказался лидером в классе «Лучший минивэн», хотя «Мультик» лишь хорошо отделанная и исключительно пассажирская версия того же VW T5 Transporter. Кстати, к слову: главный приз премии предоставлен «Volkswagen Коммерческие Автомобили».
Тут уже возникают вопросы по поводу вменяемости организаторов, хотя идея «умаслить» и «Ford» и «Volkswagen» неплохая для любого коммерческого события, цель которого извлечь максимальную прибыль. В «Porsche» тоже хотят пропиарить свою технику? Пожалуйста, родстер Boxster будет у нас в номинации «Лучший кабриолет/родстер», а Audi R8 попадет в «Лучший кабриолет/родстер класса премиум». Ведь какой же Porsche Boxster к черту премиум, правда?
Кажется, абсурдность всего этого начинаю понимать не только я: в 2014 году число голосовавших сократилось более чем на 335 тысяч человек. Понимаю отчего: люди никак не могут понять, почему «филькину грамоту» Range Rover получает как «Тяжелый внедорожник», а BMW X5 оказывается «Средним внедорожником», и заклятые конкуренты никак не могут сойтись в честной борьбе друг с другом в рамках национальной премии «автомобиль года в России».