До последнего времени Антимонопольная служба страны предпочитала особо не лезть в «драку бульдогов под ковром», для маскировки носящую невинное название «дискуссия о реформировании системы ОСАГО». Но, в конце концов, не выдержала и влезла. Да не просто так, а с изяществом тевтонской «свиньи», врубающейся в битву недругов с врагами – настолько экстравагантные и внезапные мысли звучат в послании главы ФАС Игоря Артьемьева чиновникам правительства России.
Из письма, содержание которого донесли до нас «Ведомости», видно, что страховые компании, работающие сейчас на рынке ОСАГО, уже окончательно достали российских автовладельцев. За год ФАС получила более 1200 жалоб из 56 регионов страны. По словам Артемьева, люди сообщают о завышение стоимости страховки путем мухлежа с коэффициентом «бонус-малус», о навязывании покупки дополнительных страховых услуг продаже полисов ОСАГО, о переводе офисов урегулирования убытков в максимально удаленные от цивилизации места и прочих уловках со стороны страховых компаний. В общем, с ОСАГО в нынешнем виде нужно что-то делать, говорит Артемьев, и предлагает два способа оздоровления.
Первый, «косметический», путь заключается во внесении в одобренный в первом чтении Госдумой пакет поправок в законодательство об ОСАГО еще несколько дополнительных пунктов. Установить период времени, в течение которого автовладелец может отказаться от покупки полиса и вернуть его страховщику. Второе дополнение – обязать страховые компании принимать заявления на выплату компенсаций по ОСАГО при отсутствии по месту жительства потерпевшего офиса «его» страховщика.
Второй путь, предлагаемый (ФАС) подразумевает что-то вроде настоящей революции в сфере ОСАГО. Согласно ему, аккумулировать деньги от продажи полисов ОСАГО и выплачивать их пострадавшим в ДТП должен Российский союз автостраховщиков (РСА). Страховым компаниям по этому сценарию уготована роль продавцов-агентов: продал полис, оставил себе 20% (за труды), а остальные 80% – отчисли в РСА...
На первый взгляд, схема с РСА в роли «мегастраховщика» выглядит заманчиво. Она сразу снимает с повестки дня театрализованный скулеж со стороны страховых компаний относительно «убыточности ОСАГО». Но с другой стороны возникает масса вопросов по ее реализации. Ведь РСА – не страховая компания, а, по сути, общественная организация, занимающаяся, в том числе, лоббированием интересов страховщиков. У нее по определению нет инфраструктуры для оценки ущерба и выплат компенсаций пострадавшим. Офисы для выполнения этих функций должны быть разбросаны по всей стране. Такую систему пока создашь «с нуля», пока отладишь, может пройти не один год. А что будут все это время делать пострадавшие в авариях?!
С другой стороны, получается, что при наличии «мегастраховщика РСА», полисы ОСАГО вообще можно тупо продавать в почтовых отделениях! Благо, они у нас в любом захолустье имеются. Госбюджет от этого только порадуется – лишняя сотня миллиардов рублей всегда будет! Пусть и на счетах РСА, зато всегда под чутким госконтролем. А страховые компании могут вообще с рынка ОСАГО уйти.
Таким образом, при ближайшем рассмотрении идея ФАС о наделении РСА функциями «мегастраховщика», представляет собой, фактически, путь национализации целого сектора страхового рынка. Плохо это, в конечном счете, или хорошо окажется для рядового автомобилиста просчитать сейчас в просто невозможно. Тем более, что подобный вариант развития событий представляется достаточно сомнительным: уж больно сильнодействующее у страховщиков сейчас лобби во властных структурах.