Как пишут «Ведомости», пресс-службы упомянутых выше брендов и производителей уже подтвердили, что на ММАС-2014 в «Крокус Экспо» их не будет. Основная претензия – ценник в 185 евро за квадратный метр площади, установленный для участников. Надо признать, что по европейским меркам это достаточно дорого: во Франкфурте, Париже и в Женеве стоимость несколько ниже, притом, все три мотор-шоу входят в пятерку крупнейших мировых автосалонов и явно опережают московский и по статусу, и по отдаче, и по организации.
Тем не менее, организаторы ММАС уже парировали выпад арендаторов, объяснив их демарш отсутствием новых моделей, что, кстати, тоже вполне обосновано. Тот же ГАЗ, наконец-то похоронив «Волгу», собственное легковое производство закрыл, отдав предпочтение контрактной сборке и сконцентрировавшись на коммерческом транспорте. И поскольку Московский автосалон в первую очередь ориентирован на покупателей легковых автомобилей, особого смысла в участии Группы в выставке, в общем-то, нет, ей куда проще сконцентрироваться на узкоспециализированных площадках. Это, к слову, в разговоре с «Ведомостями» подтвердила и вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. То же касается и Isuzu, которая свои легковые авто в Россию официально вообще не поставляла.
Главные новшества Volvo – моторы Drive-E и новый мультимедийный комплекс. То есть новых моделей у шведов действительно нет, а следующее поколение ХС90, как бы нам не хотелось обратного на ММАС не привезли бы ни при каком раскладе, как бы нам не хотелось обратного. Статус автосалона премьере не соответствует. У UAZ и SsangYong проблемы , в общем-то, те же. Ульяновцы ничего нового не представляли уже несколько лет, готовясь к перезапуску Patriot, а корейский минивэн Stavic уже сегодня новым-то не назвать, а через несколько месяцев он и вовсе будет считаться старой моделью. Но в то же время, ни в 2012-м, ни в кризисном 2010-м отсутствие новинок для участия в автосалоне непреодолимым препятствием для производителей не становилось. Иными словами, война между выставочным центром и компаниями-экспонентами вошла в финальную стадию. И ее развязка наступит весьма скоро.
Напомним, что открытое противостояние длится уже около года. Автомобильные компании и прежде высказывали недовольство высокими арендными ставками, не соответствующими ни уровню организации, ни охвату. Прошлым летом об этом говорили Renault и АВТОВАЗ, прямо призывая коллег бойкотировать выставку. Миллион посетителей – не так уж и много. Это, конечно, больше, чем в Детройте, но не стоит забывать, что NAIAS случается не раз в два года, и что кроме него в США есть еще, как минимум, три-четыре не менее крупных мотор-шоу. И стоимость участия там заметно ниже. Китайские автосалоны тоже обходятся дешевле, притом, объем посетителей там несоизмеримо выше. Как, собственно, и емкость самого авторынка.
А в России в последнее время с клиентами, мягко говоря, не очень. По прогнозам большинства аналитиков, а также некоторых автомобильных топ-менеджеров в 2014 году падение спроса достигнет 20%. То есть, если никаких дополнительных катаклизмов не случится, к концу декабря мы едва перевалим за 2 миллиона автомобилей и, скорее всего, выпадем из Топ-3 крупнейших рынков Европы. Серьезные маркетинговые траты в такой ситуации производителям, естественно, ни к чему, тем более, что спад имеет объективные причины, от автомобильных компаний напрямую не зависящие. Не стоит забывать, что через несколько недель после Московского мотор-шоу, в Париже стартует Mondial de l'Automobile, кстати, старейший в Старом Свете. И платить за него тоже придется. Однако, повторимся, учитывая тот факт, что местный авторынок начал-таки расти, а статус площадки вместе с уровнем организации (во всяком случае, свет там в самый разгар презентации не вырубается) явно выше, участие в нем, определенно, выглядит более привлекательной сделкой. Последнее обстоятельство вполне способно повлиять на то, что список отказников пополнится еще несколькими именами, впрочем, не факт, что они окажутся «громкими».
Во-первых, некоторые компании от участия не откажутся ни в коем случае. АВТОВАЗу, например, придется поддерживать реноме крупнейшего российского производителя. Кроме того, у завода есть что показать публике, да и новый менеджмент обязан показать первые результаты работы. У Renault при этом есть новый Logan, у Nissan – двойник Duster, названный Terrano и Datsun on-Do, компанию которому вскоре должен составить клон LADA Kalina. А Skoda только что начала продажи Rapid... В общем, у многих марок есть, что пропиарить.
Кое-кто при этом будет пиарить даже не конкретные авто, а самих себя. В частности, это касается Acura – последнего японского премиум-бренда, который еще не бывал в России. Lexus, даже провалившись на рынке, все равно пойдет «прицепом» за Toyota, но реальной необходимости в родственной поддержке сегодня нет – результаты лучше, чем можно было бы ожидать. Та же история с Infiniti. А Audi, BMW и Mercedes не откажутся от участия по политическим мотивам. Отказ, в любом случае, был бы воспринят соперниками, как проявление слабости. Кроме того, дела в России у них по-прежнему идут вполне прилично.
Второй момент – наличие собственного производства. Взять тот же PSA. Денег у французов в обрез, новинок, как следствие, тоже практически нет, но есть завод в Калуге и стремление поправить дела на развивающихся рынках. А отказ от участия в крупнейших региональных (в том числе и в российском) мотор-шоу росту доходов явно не поспособствует.
В-третьих, среди потенциальных участников автосалона есть марки, которым нужно набирать популярность. Доля рынка FIAT и Jeep пока крайне далека от той, которую они должных занимать. Американцы уже вовсю работают над тем, чтобы выправить ситуацию, для итальянцев же возможность быть на виду – своего рода, задел на будущее, поскольку они готовят кардинальную перестройку модельной линейки. Кроме того, теперь под их юрисдикцией еще и Alfa Romeo. И ее тоже надо поднимать...
Четвертый и последний в нашем списке фактор – участие в процессе Комитета автопрозводителей АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса), который в этом году является посредником между компаниями и администрацией ММАС. Каждый новый участник принесет организации определенную прибыль. Но с другой стороны, она же выступает в роли некоего регулятора, призванного утрясти острые моменты во взаимоотношениях, в том числе и финансовые.
Иными словами, демарш пятерки производителей на общий расклад сил не повлияет. В ряде случаев, как видно, участие в ММАС окончательно теряет какую-либо целесообразность – Isuzu и ГАЗ. А в остальных он действительно вызван отсутствием новинок и, как следствие, желанием сэкономить. Те, кому есть что показывать, о бойкоте даже не заикнулись. Искать достойную альтернативу нужно было начинать еще в 2012-м.
Тем не менее, это не решает проблему высокого ценника, которая с каждым разом становится все более острой. В прошлом году французы предлагали перенести экспозицию на другую, более доступную площадку. И подобные призывы после окончания автосалона, наверняка, зазвучат с новой силой, тем более, что следующего ММАС нам нужно будет ждать еще два года. А за это время в нашей стране может произойти все, что угодно.