8057

Штрафы с дисконтом

К чему приведет инициатива «ЕР», позволяющая оплачивать дорожные прегрешения с 50-й скидкой
Итак, очень скоро (возможно, что уже в августе) любителям погонять подшофе, прохватить по «встречке», проскочить на «красный» выйдет послабление. Им можно будет за свои архиопасные художества расплачиваться с государством куда меньшими суммами, чем прописаны сейчас в КоАП.
Изображение Штрафы с дисконтом

И все благодаря принятому вчера Госдумой законопроекту, согласно которому любой штраф можно оплатить с 50-процентной скидкой, если сделать это до вступления постановления о наложении взыскания в законную силу — то есть в течение девяти дней. Правда, нарушения, «оценивающиеся» по минимуму — в 500 рублей — под предоставляемый государством «дисконт» не попадают.

И на фоне резко ужесточившихся наказаний буквально за все виды водительских прегрешений, эта законодательная новация выглядит чуть ли не заботой о кошельке автовладельца, чем бы на самом деле не мотивировали необходимость ее принятия депутаты (хотя на самом деле их главная цель — повысить собираемость штрафов, которая по официальным оценкам не превышает 60%, а на деле — и 40%).

Как не платили, так и не будут

На самом же деле, вреда от этого законопроекта больше, чем пользы. Нет, гражданин, не плативший большую сумму, может, конечно, и пойдет оплачивать маленькую. Хотя вряд ли. Ведь судебные приставы за мелочевкой не гоняются и не будут — само делопроизводство по взысканию «копеечного» штрафа обернется казне убытком. Пожалуй, главным стимулом рассчитаться за дорожные прегрешения, сегодня для многих является возможность быть остановленным на границе перед вылетом на берега турецкие-египетские. Но подавляющее большинство россиян о забугорном отдыхе как не мечтали, так и не мечтают. - именно у них на штрафы и не хватает. То есть с этой точки зрения инициатива «ЕР» бессмысленна: платившие станут «отстегивать» меньше, а не платившие так и не станут раскошеливаться.

Не случайно против нее выступило и правительство страны, заявив, что авторами законопроекта «не приводятся сведения о правоприменительной практике и их анализ, свидетельствующие о количестве обжалуемых постановлений о наложении штрафа и числе случаев неуплаты штрафов». Более того, правительство подчеркивает, что «в соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП суммы штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме. В этой связи возможность лица, привлеченного к административной ответственности, фактически самовольно пересчитывать размер штрафа приведет к несогласованности данных по размерам начисленных и уплаченных административных штрафов».

Нарушай — не хочу!

Нельзя не согласится и с другим утверждением Белого дома о том, что «административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому установление для отдельной категории правонарушений более мягких мер ответственности не будет согласовываться с целями назначения административного наказания».

И то сказать: после вступления законопроекта в силу водитель-алкаш заплатит уже не 30 000 рубликов, а 15 000. Почувствуйте, как говорится разницу. А при повторной «автопьянке» отдаст казне не 50 000, а 25 000. Да, «прав» он конечно лишится, но в целом наказание уже не будет выглядеть устрашающе-останавливающем. С выездом на полосу встречного движения та же история. Заплатив вместо 5000 «рябчиков» 2500, автомобилист явно не прочувствует до конца ни степень своей вины, ни тяжесть ее последствий. И с очень большой долей вероятности пойдет на рецидив. Уже, возможно, смертельный и для него, и для окружающих. Ну, и далее по всем пунктам ПДД и статьям КоАП.

«ЕР» и гаишный интерес

А лично мне в этой затее видится и еще один аспект, который в конечном итоге крайне болезненно скажется на всем поголовье автовладельцев. Сейчас в Госдуме лежит еще один прожект, в случае принятия которого ГИБДД позволят обвинять водителя в чем угодно и выписывать штрафы без составления протокола об административном правонарушении, даже если вы не согласны с инкриминируемым вам деянием (пока еще это обязательная норма, если речь не идет о комплексах фото- видеофиксации).

То есть инспектор исключительно сам будет решать — были вы пристегнуты ремнем, проехали на красный, двигались по автомагистрали излишне медленно (1000 рублей); превысили скорость (500-2500 рублей), выехали на «встречку» (5000 рублей) и прочая, прочая, прочая. Ну просто рай для вымогателя в форме. Нет, вы, конечно, можете обжаловать вынесенное служивым постановление о наложении штрафа, только кто же вам поверит? Дело в том, что в постановлении фигурируют только инкриминируемые вам пункт ПДД и статья КоАП. А вот протокол — куда более тщательный документ, содержащий кучу фактической информации, включающей и ваше объяснение, и данные свидетелей. С его помощью защитить свои интересы в суде — особенно при участии грамотного адвоката — куда проще и с высокими шансами.

И вот в этом смысле история со «штрафным дисконтом» приобретает совсем иной смысл. Понимая, что без протокола постановление о наложенном взыскание практически не опротестовать, граждане и впрямь потянуться к терминалам оплаты. А гаишный беспредел расцветет таким пышным цветом, что даже лихие 90-е (не говоря уж о дне сегодняшнем) покажутся милыми цветочками...